Необходимость перейти к проведению «муниципальных праймериз» с личным участием кандидатов назрела уже давно


Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).

Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%). Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).

Руслан Гереев:

—  Такое понятие как муниципальный фильтр (или президентский), так или иначе, в субъектах федерации существует. Попасть в список кандидатов, а тем более оказаться в фаворитах нынешней власти или победить на различных выборах без одобрения, прямого или косвенного участия главы региона невозможно. Другое дело, как в подобных обстоятельствах будет представлена оппозиция, поскольку именно она является рупором отказа принятия легитимности избирательных компаний, поскольку их позиция и электорат в подавляющем большинстве случаев остается за пределами «избранности». 

Актуальность предложения перейти от подачи муниципальных подписей к проведению «муниципальных праймериз» с личным участием кандидатов, на основе единого календарного плана сформированного избиркомами назрела уже давно. Избиратели должны всесторонне знать своего кандидата, а не его представителей, которые на самом деле просто формируют политический имидж будущего избранника. При этом необходимо увеличить продолжительность избирательной кампании по выборам губернаторов, глав регионов в рамках законодательной дозволенности, потому что многие избирательные процедуры требуют дополнительного времени, а действующий порядок четко регламентирован и не дает в этом плане ни каких возможностей кандидатам. Самый сложный вопрос, особенно в республиках Северного Кавказа — это обоснованность наделения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, особенно для отдельных регионов, помимо действующей модели прямых выборов.

Случается так, что конфликтность вызывается тем, что выигравший глава республики не может в полной мере реализовать или даже просто генерировать свои идеи, если в муниципалитете у власти находится его противник или несогласный с реализуемой им политикой. Несмотря на предписания закона, на самом деле происходит давление на муниципальное образование в части урезания бюджета или другими «проверенными» механизмами. И здесь, опять же, встает другой вопрос – о независимости муниципалитетов как экономических и политических институтов. В любом случае все преобразования необходимые в рамках действующего избирательного законодательства необходимо сделать в совокупности с другими возникающими проблемными вопросами, и разумеется после их детальной изученности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: