Владимир Путин обсудил с губернаторами комплекс антикризисных мер. Президент заявил — необходимо обеспечить максимальную прозрачность в финансовой сфере, а также адресную социальную поддержку. Этот разговор на президиуме Госсовета стал продолжением предыдущей встречи Владимира Путина с руководителями регионов в конце января.

Однако одно лишь изменение социальных подходов решает лишь небольшую часть проблем. Большинство регионов в этом году все равно будут вынуждены потратить больше, чем заработают. Значительная часть денег уйдет на погашение кредитов. Многие значимые проекты в промышленности, сельском хозяйстве, дорожном строительстве финансировали коммерческие банки. Но платежи по процентам сегодня стали непосильными и грозят поставить крест на всех планах развития. Одним из вариантов решения этой проблемы могла бы стать помощь федерального бюджета. Например, погашение части кредитов за счет государственных резервов. Но это еще не означает списания долгов.

Владимир Климанов:

— На заседании президиума Госсовета обсуждались меры, связанные с долговой нагрузкой региональных бюджетов. На самом деле, проблема, действительно, в последнее время обострилась, вне зависимости от кризисной ситуации в экономике, которая складывается в последнее время. Обострилась она в частности потому, что в результате сложившейся экономической модели в нашей стране происходит централизация финансовых ресурсов, а у регионов в свою очередь растут расходные обязательства, в том числе связанные с выполнением требований и указов президента от 7 мая 2012 года. При этом маневр, который могут предпринять региональные власти в бюджетной сфере, носит достаточно ограниченный характер, то есть реально у них нет больших возможностей найти дополнительные источники доходов или провести какую-либо перегруппировку расходов, чтобы с учетом имеющихся финансовых ресурсов выполнить возрастающие обязательства.

Очевидно, что в этой связи, что в последние пару лет происходило достаточно интенсивное увеличение объемов государственного и муниципального долга, в том числе возрастание доли и объема кредитов в коммерческих банках. Ситуация не может не волновать федеральный центр, так что достаточно логичным в данной ситуации является замещение дорогих в части обслуживании коммерческих кредитов бюджетными кредитами из центрального бюджета, которые будут выдаваться под минимальный, фактически символический, процент. Вообще даже поговаривают о том, что можно было вернуться к идее выдачи кредитов под нулевой процент, то есть к практике выдачи бюджетных ссуд, которая была в нашей стране до 2000-х гг. и которая очень активно использовалась в качестве инструмента финансовых отношений центра и регионов.

Без сомнения, такое развитие ситуации помогает в целом ряде общегосударственных задач в части снижения долговой нагрузки регионов, но в то же время надо понимать, что это не снимает первопричин данных проблем, а именно – слабой финансовой базы регионов для решения все возрастающих расходных обязательств. Если в этой связи не провести более кардинальные изменения при построении бюджетной системы, то подобные проблемы могут возникнуть и в будущем. Но решить эту проблему в условиях той экономической модели, которая сложилась, также достаточно нелегко. Очевидно, что централизация финансовых ресурсов будет продолжаться до тех пор, пока экономика будет базироваться на приоритетном изъятии природных ресурсов и недоразвитости в какой-то степени различных обрабатывающих производств и иных сфер экономики. То есть для реальной смены экономической модели, нужно в любом случае задумываться о макроэкономическом аспекте, нежели просто о разрешении проблемы с объемом госдолга регионов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: