Настройка политической системы: плюсы и минусы создания избирательного кодекса


Центральная избирательная комиссия готовит реформу избирательного законодательства, сообщают «Известия». Весной 2017 года в России может появиться избирательный кодекс – свод законов о выборах. Председатель ЦИК Элла Памфилова собирает предложения, которые в декабре планирует представить президенту.

Направления реформы электорального законодательства обсудят на научно-практической конференции «Избирательная система России: опыт формирования и перспективы развития». Сегодня дискуссия пройдет в ЦИК, а 25 ноября продолжится на площадке Общественной палаты РФ. Итоговые предложения глава ЦИК Элла Памфилова в декабре представит президенту Владимиру Путину.

Сейчас в России действует сразу несколько электоральных законов — рамочный «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», о выборах депутатов и отдельно — о президентских. При этом у каждого региона есть свой закон о выборах законодательного органа и губернатора.

— Нужно собрать всё это сложное, иногда противоречивое законодательство в один стройный, четкий, связанный единой логикой документ в виде избирательного кодекса, — заявила ранее журналистам Элла Памфилова.

Михаил Захаров:

— Кодекс – обычно выше по законодательному статусу, нежели Федеральный закон, это ФКЗ. Но дело даже не в этом. Российское избирательное законодательство, действительно, довольно сложное – за долгие годы на каждый закон ставилась масса «заплаток» разного типа. Вплоть до того, что непосредственно в процессе выборов чуть ли не главным человеком в штабе сегодня становится юрист, специализирующийся на выборном законодательстве. Сложность законодательства и противоречивые практики его трактовки в разных случаях (часто в угоду ситуативным политическим раскладам в каждом конкретном регионе, в каждой конкретной ситуации) приводят к размыванию единого политического поля в условиях, казалось бы, единой и относительно стабильной политической системы.

Есть проблема проблем: почти никакие выборы в России пока ни разу не проходили по тем же правилам, что и предыдущие. Иногда правка законодательства носила более мелкий, формальный характер, иногда – настройка политической системы проходила вне законодательного поля (как во время думского цикла 2007-2011 годов, когда формально законодательство менялось не слишком сильно, по крайней мере, без изменений, радикально влияющих на процесс), зато количество партий было сокращено до практически нулевого.

Постоянные новации в законодательном поле – проблема не только избирательной системы (налоговая системы, уголовное право также подвергаются существенной, даже коренной правке каждые несколько лет), но здесь они тоже есть и влияют крайне существенно. Грубо говоря, даже если бы появись акторы, которые вздумали бы выстраивать стратегию выборов на следующий избирательный цикл, они бы не смогли этого сделать – просто к следующим выборам они бы даже с точки зрения формальных законов оказались в политически совершенно иной ситуации. В этом смысле Избирательный кодекс может быть как позитивным решениям – в смысле фиксацией, после которой можно будет объявить мораторий на изменения, так и негативным – очередным изменением, которое дезориентирует политических игроков, переверстав политическое поле в пользу ситуативно каких-то отдельных его игроков (необязательно, кстати, власти или поддерживающих власть сил).

Учитывать стоит интересы российских избирателей, как бы пафосно это не звучало, и интересы российских политиков. Для них работает это законодательство, ради них должна функционировать вся политическая система. Помимо этого есть ряд локальных изменений, которые можно было бы рассмотреть в качестве отправной точки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: