Надо воспитывать в регионах культуру долговой политики
Минфин подготовил проект постановления правительства «О требованиях к минимальному уровню кредитных рейтингов субъектов РФ». Внешние заимствования для региональных бюджетов, разрешенные с 2014 года, окажутся по-прежнему недоступными для всех субъектов, кроме Москвы. Минфин предлагает закрыть дискуссию о доступе регионов к международному финансовому рынку, тянущуюся с мая 2013 года, последним ограничением: их рейтинг не должен быть ниже, чем у страны.
До кризиса 1998 года многие регионы пытались продавать свои облигации за границей. Формальных ограничений тогда было немного. В результате, по данным Минфина, к началу 2000 года региональный внешний долг достиг $2,43 млрд (1,4% ВВП). Признав этот уровень опасным, 8 августа 2000 года правительство ввело мораторий на региональные внешние займы. При помощи федерального бюджета долги по ним к началу 2013 году были погашены практически полностью. Мораторий формально действовал до 1 января 2011 года, но в реальности не отменен до сих пор. Занимать за границей было разрешено лишь Москве. Город за это время разместил два займа: в 2004 году на €374 млн и в 2006 году на €407 млн. Заем 2004 года уже погашен в 2011 году. Заем 2006 года планируется погасить в 2016 году.
Владимир Климанов:
— Если я не ошибаюсь, в настоящее время кредитный рейтинг регионов не может превышать суверенный рейтинг страны. Так что это сдерживающий фактор для целого ряда индивидуальных регионов-заемщиков, которые могли бы выйти на рынок заимствований с более высокими показателями своей кредитоспособности и соответственно с более выгодными условиями заимствований, но сейчас они не могут этого сделать.
Если реально говорить о сложившейся ситуации, то внешние заимствования у нас сейчас присутствуют фактически только у двух субъектов федерации – это Москва и республика Башкортостан. При этом изменения, которые были внесены некоторое время назад в Бюджетный кодекс, практически совсем ограничивают возможности регионов выходить на внешние заимствования. Тот внешний долг, который есть у Москвы и Башкортостана, в некоторой степени искусственно поддерживается этими субъектами федерации для того, чтобы он сохранялся и дальше. В принципе можно было бы от него отказаться, но отказавшись один раз, сложно будет потом выйти на внешние рынки снова.
Инициатива Минфина по изменению принципа выхода региона на внешние долговые рынки, мне кажется, оправдана. Все-таки, как правило, во-первых, внешние долговые обязательства возникают под не всегда удобные процентные ставки, а во-вторых, необходимо помнить о том, что надо воспитывать культуру долговой политики. Не секрет, что в последние годы в условиях высокой зависимости субъектов от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и тех бюджетных кредитов, которые предоставляются центром, в регионах сложилась ситуация неготовности к выходу на адекватные долговые инструменты. Во многих региональных администрациях банально даже нет специалистов, которые могли бы это сделать. Так что любые подвижки и новации, которые касаются долговых возможностей регионов, должны приветствоваться.
Поскольку спрос на займы в регионах будет сохраняться, то мы должны очень аккуратно проводить долговую политику, чтобы, с одной стороны, привлекаемые ресурсы решали проблемы развития региона, а с другой стороны, не поставили регионы в сложные условия, если они не будут в состоянии погасить свои займы. Если каким-то образом условия привлечения внешних ресурсов будут связаны с оценкой платежеспособности, кредитоспособности, оценкой долговой емкости региона, что в теории должно осуществляться, но не делается практически никогда, наверное, эти решения должны быть поддержаны.
Другое дело, я повторюсь, насколько я помню позицию рейтинговых агентств, кредитный рейтинг какого-либо субъекта федерации не может превышать суверенный рейтинг самой страны. То есть регион, даже если он выглядит вполне респектабельно и платежеспособно, не может быть лучше той ситуации, которая сложилась в стране в целом.