Надо думать не столько о строительстве новых школ, сколько о возврате старых
«Единая Россия» обнаружила признаки коррупционных схем и неэффективное расходование средств при строительстве школ в регионах, пишет «Коммерсант». Издание ссылается на данные партийного центра оценки эффективности реализации федеральных целевых программ (ФЦП), который подготовил доклад «Школьные распилы. Проектная документация».
Самые серьезные нарушения авторы доклада обнаружили в Подмосковье, запрос о закупке по строительству школы в Сергиевом Посаде направлен в Генпрокуратуру. Закупка касается проектирования школы на 1,1 тыс. мест. В запросе говорится, что «заказчик пытался скрыть факт использования типового проекта, провел открытый конкурс, в котором выиграл участник, предложивший большую цену».
Руководитель партийного центра оценки ФЦП Владимир Бурматов направил письма главам Якутии, Свердловской области, Марий-Эл, Татарстана с просьбой взять на контроль ситуацию с соответствующими госзакупками. «Это не губернаторы проводили, но мы пишем им: возьмите на контроль, скоро пойдут федеральные деньги, вы должны под микроскопом смотреть, как они расходуются», — сказал Бурматов. Издание напоминает, что в 2016 году на строительство школ в регионах выделено из федерального бюджета на условиях софинансирования два транша по 25 млрд. рублей, эти деньги до регионов пока не дошли, пока речь идет о средствах региональных и
Сергей Комков:
— К сожалению, у нас присутствует такое понятие как кампанейщина. Когда правительство говорит: давайте активизируем работу по открытию новых школ, то все быстро начинают к этому присоединяться, и под это дело начинают просить деньги. А надо смотреть, где реально не хватает школ, а где нужно посмотреть уже существующие общеобразовательные учреждения: привести в порядок, отремонтировать здания, оптимизировать процесс обучения.
Может быть, не стоит вкладывать огромные деньги в новое строительство. Новое строительство всегда, во-первых, затратно, а во-вторых, длительно по срокам. Быстро ничего не строится. А если мы хотим быстро получить эффект, то нужно смотреть, как можно привести в порядок, подстроить под существующие задачи уже имеющиеся здания и строения. Нужно рачительно подходить к расходованию государственных средств – в этом основная задача, а не в том, чтобы подключаться к очередной кампании.
В этом смысле очень важна роль руководителей региональных управлений и департаментов образования. Они должны понимать, что больше актуально в каждом конкретном случае — строительство или приведение в порядок уже существующих зданий.
Еще один важный момент – сегодня надо думать, может быть, не столько о строительстве новых зданий, сколько о возврате того, что в период 90-х и начале 2000-х годов было передано не по назначению. Очень большое количество школьных зданий и зданий дошкольных учреждений было передано коммерческим структурам. Может быть, стоит попытаться вернуть эти здания – отремонтировать, реконструировать, потому что, как правило, эти здания строили в очень удобном для населения месте.
То есть в каждом случае надо смотреть, насколько рационально используются деньги. В этом плане очень важна роль общественных организаций, общественных структур, потому что чиновнику, к сожалению, порой очень важно просто отчитаться: получил деньги, запустил их в оборот, оборот идет, деньги расходуются, а эффективность никого особо не интересует.
А население будет ждать год, и два, и три, и дети будут также ходит в те же самые школы с неустроенными классами. Я как специалист всегда говорю: не спешите делать новострои. Там, где уж совсем ничего нет, стройте новое, а там, где было что-то хорошее, лучше это хорошее вернуть, реконструировать, привести в надлежащий вид, доработать, придать новый импульс жизни.