На Дальнем Востоке сейчас проблема не в физическом отсутствии бензина, а в ценах на него
Жители Дальнего Востока и Сибири столкнулись с дефицитом и недоступностью топлива из-за сложного экономического положения независимых АЗС. По причине значительного роста цен в опте заправкам приходится работать в убыток, пишет «Лента.ру».
Петр Шкуматов:
— На Дальнем Востоке есть два вида АЗС – с более дешевым и более дорогим топливом. Как следствие, спрос на бензин и дизель там, где дешевле (а это, как правило, вертикально интегрированные компании), выше. Это вполне логично и объяснимо: кто будет платить больше за то, что можно купить дешевле? Как такового товарного дефицита топлива, про который говорят, по моей информации, там не наблюдается. Там отмечается именно проблема с ценами.
Действительно, на бирже цены выше, чем в рознице. Получается, что АЗС приходится работать в убыток, закупая топливо. Вертикально интегрированные нефтяные компании действительно могут себе позволить, чтобы розница работала в минус. А вот как будут выходить из сложившейся ситуации независимые заправки, честно сказать, не совсем понятно. Пока потребитель голосует рублем в пользу АЗС известных брендов, тем более считается, что там топливо более стабильного качества.
Трудно сказать, что делать в такой ситуации. Механизм демпфера конкретно в этой ситуации, может быть, работает не совсем так, как ожидалось. Скорее всего, требуется вмешательство правительства, прежде всего с точки зрения ценовых моментов, поскольку проблема не в физическом отсутствии бензина или дизеля. Проблема в том, что в одном месте топливо дешевле, а в другом – дороже. Предпосылки для создания подобного диспаритета от самих розничных продавцов бензина – заправок – в общем-то не зависят. Они не смогут это решить. Все, что они могут, – это какое-то время торговать себе в убыток. Но сколько они смогут так работать?