Минэкономразвития пытается закрепить свои лидирующие позиции в роли ключевого органа власти, курирующего региональную политику
Минэкономики подготовило поправки к законам, предписывающие регионам и муниципалитетам разрабатывать собственные стратегии социально-экономического развития вместо комплексных программ развития, передает «Коммерсант».
Минэкономики подготовило поправки к законам «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти в субъектах РФ», о местном самоуправлении и о стратегическом планировании, по которым регионы и муниципалитеты должны будут разрабатывать собственные стратегии социально-экономического развития. Ведомство предлагает освободить регионы от необходимости разрабатывать комплексные программы и планы: это представляется «избыточным», так как ведет «к дублированию указанных программ и планов с документами стратегического планирования».
Регионы предлагается наделить правом участия в подготовке документов стратегического планирования на федеральном уровне «по вопросам совместного ведения». О необходимости учитывать мнение регионов при подготовке стратегических документов, а также ориентироваться на различия субъектов РФ – географические, экономические, демографические — Совет федерации настаивал в своем докладе о политике регионального развития еще в середине мая.
Ростислав Туровский:
— Стремление Минэкономразвития обязать все регионы и муниципалитеты разработать свои стратегии социально-экономического развития имеет целый ряд оснований. Во-первых, новое законодательство о стратегическом планировании означает пересмотр или создание с нуля всей возможной совокупности стратегий в России, включая стратегии региональные и муниципальные. Во-вторых, Минэкономразвития пытается всячески закрепить свои лидирующие позиции в роли ключевого органа власти, курирующего региональную политику в стране. Однако сами региональные стратегии не являются чем-то новым. Прежние кураторы региональной политики, включая ныне упраздненный Минрегион, не раз проводили кампании, направленные на разработку большого массива региональных стратегий, а также общероссийских стратегических документов. Последним крупным шагом явилась разработка стратегий для федеральных округов, от которых, по идее, должны были отталкиваться региональные и муниципальные стратегии.
Извечная проблема в том, что региональные стратегии часто представляли собой рекламные проспекты регионов, в которых не учитывались ни проблемы, ни наличие рынков сбыта, ни стратегии других территорий, ни кризисные циклы в экономике. Иными словами, были негодным материалом, не соответствующим нормам стратегического планирования. Скорее всего, эту проблему можно устранить за счет создания под эгидой центра единой системы взаимно стыкующихся стратегий.
Опыт для этого есть, и территории справятся, если не сами, то с привлечением консультантов. Но зато остро встает вопрос о прикладном смысле стратегий, если они призваны заменить программы и планы.
Дело в том, что стратегия является довольно общим и мало обязывающим документом. В отличие от программы, на ее реализацию не выделяются средства, в ней обычно не предусмотрены конкретные мероприятия и ответственные. По логике за стратегиями должны логически следовать более конкретные программы, но пока об этом речи не идет. Отсюда риск получить массу пусть и более качественных документов, но не встроенных в систему принятия решений и распределения средств. А в таком виде стратегии потеряют смысл. Создается ощущение, что в условиях финансовых ограничений правительство намеренно сводит стратегическое планирование на региональном и муниципальном уровне к стопке «красивых» бумаг. А самим территориям сегодня не до стратегий, «быть бы живу».