Любые фильтры — это не более чем лукавство и имитация
Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%). Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Леонид Бляхер:
— К сожалению, я вынужден отклониться от заданного формата обсуждения уже потому, что считаю само наличие «фильтров» неэффективным и вредным. В силу этого, и их «уточнения» представляются излишними. Возвращение выборов было связанно, насколько я понимаю, во-первых, с желанием восстановить губернаторскую «электоральную машину» 90-х, которая начала давать сбои в текущем столетии: во-вторых, со стремлением переложить на регионы часть обязательств федерального центра.
В условиях «фильтрации» мы вновь получаем «назначенца», который будет не в состоянии решить ни первую, ни вторую задачи. Точнее, это может случиться, но, как исключение. Оптимальным представляется возврат к прямым губернаторским выборам при сокращении срока пребывания губернатора у власти. Скажем, до 3-х лет. Популист, не способный руководить, за этот срок не успеет нанести слишком много вреда. При этом, отменить ограничение числа сроков пребывания в должности, но ввести возрастной ценз в, скажем, 65 лет. Т.е., человек, который обладает авторитетом у территориального сообщества, находится у власти столь долго, сколько «отпустит» ему это сообщество.
Вполне понятно, что для решения поставленных задач необходимо и определенное изменение полномочий губернатора. Из чиновника, распределяющего федеральные трансферты, он должен стать самостоятельным лицом, представляющим интересы региона и региональной экономики.
Другой вариант – назначение. Он тоже вполне продуктивен. Назначенец вполне может быть хорошим исполнителем и квалифицированным специалистом. При этом нужно понимать, что губернатор в этих условиях – только один из чиновников с ограниченным горизонтом возможностей. Соответственно, никаких ОСОБЫХ задач он решить не может. Ответственность при этом полностью ложится на федеральный центр. Существующий же вариант («фильтры»), при любых его модификациях, не более, чем лукавство и имитация. Дорогая и не особенно нужная.