И Счетной палате, и ОНФ, и любому человеку очевидно, что многие ОЭЗ нежизнеспособны
Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил прекратить деятельность десяти особых экономических зон (ОЭЗ) и приостановить создание новых, передает газета «Коммерсант».
Сообщается, что поручение Путина последовало после ознакомления с докладом главы контрольного управления президента Константина Чуйченко, из которого следует, что на 33 особые экономические зоны с 2006 года потрачены огромные суммы: 186 млрд руб., 24 млрд руб. из них не использованы, а налоговые и таможенные платежи из этих зон за тот же срок составили всего 40 млрд руб. К 2016 году вместо 25 тысяч рабочих мест было создано только 18 тысяч. Создание же одного рабочего места обошлось бюджету в 10 млн рублей.
Президент также поручил правительству до 30 июня разработать единую стратегию работы ОЭЗ, оптимизировать бюджетные инвестиции и выработать механизмы их передачи под управление субъектам РФ.
Напомним, что ОЭЗ были созданы в июле 2005 года. На их территориях действуют льготные экономические условия для предпринимателей. На 1 января 2016 года в 30 субъектах функционировали 33 ОЭЗ: девять промышленно-производственного типа, шесть технико-внедренческого типа, три портовые зоны и 15 зон туристско-рекреационного типа. По данным Минэкономики, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 стран.
Никита Исаев:
— Ничего удивительного в том, что развитие новых ОЭЗ приостанавливается, а ряд действующих ОЭЗ закрываются. И Счетной палате, и ОНФ, и любому человеку, интересующимся этим вопросом, очевидно, что многие ОЭЗ нежизнеспособны. На их создание было выделено почти 186 млрд рублей из бюджета, а создано только 18 177 рабочих мест. То есть на создание одного рабочего места пришлось почти 10 млн рублей – затраты совершенно несоизмеримы с полученным результатом.
Причиной такой катастрофической неэффективности стали отсутствие контроля за расходованием средств и реализацией проектов, конфликты нормативной базы и то, что многие ОЭЗ рассматриваются в отрыве от окружающей инфраструктуры (которая зачастую попросту отсутствует).
Хороший пример – ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Они нередко создаются на территориях природных парков без четко обозначенных границ, где запрещено строительство и вырубка деревьев. Как можно развивать курорт, на территории которого нельзя ничего построить, даже гостиницу? Некоторые территории после нескольких лет так называемого «развития» неожиданно оказывались непригодными для использования. Зато деньги были выделены. И пока не будут определены чёткие параметры планирования и развития ОЭЗ, пока не будет стандартов – все усилия напрасны. Хотя сами по себе ОЭЗ – это очень мощный инструмент развития экономики, азиатский опыт это прекрасно доказал.