Федеральные трансферты регионам важны и нужны, они оправданы
Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации заявил, что федеральный центр намерен обязать субъекты РФ заключать соглашения, предполагающие обязательства по наращиванию экономического потенциала региона, сообщает ИА REGNUM.
«Все, кто получают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, наряду с положительными мерами стимулирования, должны заключать соглашения с федеральным центром и брать на себя конкретные обязательства по наращиванию собственного экономического потенциала. В случае невыполнения взятых обязательств, как в случае с субсидиями сейчас, должна следовать финансовая ответственность», – заявил Козак.
При этом «в случае ее наступления мы будем решать вопрос и о политической ответственности руководителей регионов, ибо финансовая ответственность – это, прежде всего, наказание населения, а допускать, чтобы наказывались граждане из-за действий региональных и местных властей, нельзя», — продолжил он.
В целом, по словам заместителя председателя правительства РФ, в настоящее время для правительства на первое место выступила задача укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов.
Никита Масленников:
— Данная инициатива должна рассматриваться в контексте начала работы по подготовке бюджета 2017 года и, естественно, бюджетов следующих трех лет. Один из главных вопросов – состояние межбюджетных отношений и отдача от тех социальных трансфертов бюджетов субъектов РФ, которые передаются из федерального центра. Конечно, размышления по этому поводу ведутся не только Дмитрием Козаком с его командой. Все понимают, что это вопрос достаточно острый и требует понятного и логичного решения. По крайней мере, обозначения движения к тому, как мы будем решать его в ближайшие годы. Достаточно логично измерять эффективность помощи из федерального центра теми результатами, которых добивается регион. Федеральные трансферты важны и нужны, они оправданы.
Ситуация в последние два года была достаточно напряженной, регионы выживали. Проблема ликвидации бюджетных дефицитов и снижения уровня госдолга все еще остра и чрезвычайно актуальна. Но, тем не менее, мы надеемся, что в следующем году экономика покажет пусть небольшие, но позитивные темпы роста. Безусловно, аналогичные показатели должны сложиться и в субъектах РФ.
Логично было бы увязать измерение эффекта от помощи со стороны федерального бюджета с реальным усилением экономической активности в регионах, с решением социальных и прочих проблем. Я думаю, что это вполне своевременная инициатива, которая одновременно переводит стрелки финансовых отношений регионов и центра из ситуации сугубо кризисной (состояния «день простоять и ночь продержаться») на поступательное среднесрочное развитие.
Я бы также предложил подумать над тем, как одновременно реализуя вышеперечисленные инициативы, реформировать межбюджетные отношения, выправить перекос по сверхцентрализации финансовых ресурсов в центре. Плавное снижение доли федерального центра в консолидированном бюджете РФ было бы целесообразным и полезным. Одновременно необходимо усиливать ответственность за использование тех федеральных денег, которые получают регионы. Думаю, что Козак нашел ту золотую середину, когда говорил не о наложении штрафа на регион в целом, а о политической ответственности его руководителя.