Если этот сценарий будет запущен, то, я полагаю, будут продуцироваться угрозы 90-х годов
Сегодня комитет по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы представит пакет поправок к закону о выборах губернаторов. Между тем в Кремле полным ходом идет подготовка к очередной избирательной кампании. На прошлой неделе в администрации президента побывали главы 12 регионов. В феврале ожидаются встречи еще с тремя региональными начальниками. Политика государства в отношении местных властей меняется коренным образом, утверждают в Кремле: водить за руку губернаторов больше никто не будет.
Губернаторы должны быть больше партнерами, чем исполнителями воли Кремля, поделился своим видением проблемы информированный источник, близкий к администрации президента: «Эти люди представляют в регионах исполнительную власть. Доводить ситуацию до того, чтобы говорить им – туда ходи, а туда не ходи, – плохо. Потому что в этом случае губернаторы как люди, ответственные за формирование элиты, должны создавать условия для партий, которые им оппонируют. Загонять их в жесткие рамки нельзя, потому что в этом случае они просто маргинализируются».
Вардан Багдасарян:
— На мой взгляд, тут два компонента, они смешиваются, но сущностно принципиально различны. Первый компонент – это выборность губернаторов, второй компонент – это партнерские отношения федеральной и региональной властей.
Выборность губернаторов – это, понятно, дело важное и необходимое, поскольку укрепляет легитимность региональной власти, обеспечивает связь народа и выбранного губернатора.
Другое дело – установление партнерских отношений между центром и региональной властью. По сути дела, что такое партнерство? В российских условиях это может означать тренд децентрализации. Российская государственность всегда исторически выстраивалась сверху вниз, это было связано с природными особенностями, низкой плотностью населения, низкой связанностью регионов и т.д.
Вообще важна сама постановка вопроса – целое и часть целого, губерния и федеральная власть, это же устанавливается субъект-субъектная система отношений, что очень опасно. Если этот сценарий будет запущен, то, я полагаю, будут продуцироваться угрозы 90-х гг., то есть угрозы распада. Какой могла быть логика, которая диктует продвижение такого подхода? Ресурсов у центральной власти не так много и есть попытка сбросить ответственность за обеспечение населения субъектов федерации от центра на региональные власти. Я повторяю, что это репродуцирует значительные угрозы децентрализации, и в общем в ситуации кризиса может обернуться самыми негативными последствиями.