Бюджетные кредиты фундаментально проблемы не решают, а только спасают регионы от дефолта
Белый дом смягчил условия выдачи регионам льготных бюджетных кредитов, которыми они замещают ранее взятые дорогие коммерческие займы. Согласно постановлению правительства, теперь для получения помощи центра губернаторам достаточно пообещать снизить долю рыночных долгов до 50% от доходов не к 2017-му, а к 2019 году. Ослаблены и требования к размеру дефицитов бюджетов регионов. Новации призваны ускорить процесс раздачи кредитов — из выделенных на 2015 год 310 млрд руб. регионы пока получили лишь 108 млрд руб.
Идея замещения дорогого коммерческого долга регионов почти бесплатными (0,1% годовых) бюджетными кредитами реализуется с прошлого года. Напомним, территории были вынуждены брать короткие займы (преимущественно в госбанках) для выполнения майских указов Владимира Путина. В 2014 году выяснилось, что выплаты по этим долгам способны разорить регионы.
Дмитрий Журавлев:
— Мера это, конечно же, вынужденная. Она поможет, но поможет в борьбе с «вершками», если помните такую детскую сказку про вершки и корешки. Основу проблемы этим не решишь, но можно купировать последствия. Потому что коммерческие кредиты – это, с одной стороны, результат незначительных размеров региональных бюджетов, а с другой стороны, последствия в определенной степени безответственности губернаторов. Причем безответственности не личной – подлости и гадости, а институциональной, потому что кредиты беру я, а отдавать будет, скорее всего, мой сменщик. И вот такие проблемы бюджетные кредиты не решают, они просто защищают регионы от дефолта, что тоже нужно делать, но причины дефолта устранены не будут. На краткосрочную перспективу это, конечно, поможет — хоть дырки заткнут.
Поскольку почти все региональные бюджеты, за небольшим исключением, дефицитные, то даже если кредиты регионов вообще вдруг разом исчезнут, то эти самые кредиты начнут набираться заново, потому что по-другому просто не получится.
Идея замещения дорогого коммерческого долга регионов почти бесплатными (0,1% годовых) бюджетными кредитами реализуется с прошлого года. Напомним, территории были вынуждены брать короткие займы (преимущественно в госбанках) для выполнения майских указов Владимира Путина. В 2014 году выяснилось, что выплаты по этим долгам способны разорить регионы.
Дмитрий Журавлев:
— Мера это, конечно же, вынужденная. Она поможет, но поможет в борьбе с «вершками», если помните такую детскую сказку про вершки и корешки. Основу проблемы этим не решишь, но можно купировать последствия. Потому что коммерческие кредиты – это, с одной стороны, результат незначительных размеров региональных бюджетов, а с другой стороны, последствия в определенной степени безответственности губернаторов. Причем безответственности не личной – подлости и гадости, а институциональной, потому что кредиты беру я, а отдавать будет, скорее всего, мой сменщик. И вот такие проблемы бюджетные кредиты не решают, они просто защищают регионы от дефолта, что тоже нужно делать, но причины дефолта устранены не будут. На краткосрочную перспективу это, конечно, поможет — хоть дырки заткнут.
Поскольку почти все региональные бюджеты, за небольшим исключением, дефицитные, то даже если кредиты регионов вообще вдруг разом исчезнут, то эти самые кредиты начнут набираться заново, потому что по-другому просто не получится.