Будет любопытно, если Ставропольский край станет единственным из северокавказских регионов, где сохранятся прямые выборы
Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов считает, что для республики сейчас наиболее приемлемо назначение главы, нежели прямые выборы.
"Лично я считаю, на сегодняшний день именно для Карачаево-Черкесии, которая является второй после Дагестана самой многонациональной республикой страны, форма назначения главы региона более приемлема, чем прямые выборы. Все мы помним, как проходили прямые выборы раньше. Мое личное мнение — мы еще не готовы к ним", — сказал Темрезов в ночном эфире двух республиканских телекомпаний.
Глава КЧР отметил, что не считает назначение глав регионов менее демократичными, чем проведение прямых выборов. "Кандидатура главы, представленная президентом страны, утверждается парламентом региона, где представлены народные избранники", — подчеркнул он.
Ранее, 31 октября Заксобрание Северной Осетии приняло в первом чтении законопроект об отмене всенародных выборов главы республики. За документ проголосовали 53 депутата, против 6, воздержалось 8. В случае его принятия во втором чтении Северная Осетия станет третьим — вместе с Дагестаном и Ингушетией — субъектом РФ, главу которого выбирает парламент.
Николай Силаев:
— Сигналы в пользу отмены прямых выборов на Кавказе из федерального центра были. Вероятно, это было воспринято в регионах серьезно.
Но дальше возникает вопрос: если где-то будут прямые выборы, а где-то не прямые, то не все северокавказские республики будут равными. Думаю, что подход к Северной Осетии и Карачаево-Черкесии продиктован именно тем, чтобы не делить северокавказский регион на республики, с прямыми выборами и не прямыми выборами.
С этой точки зрения есть еще один вопрос – это Ставропольский край. Там пока прямые выборы. Будет любопытно, если он станет единственным из северокавказских регионов, где сохранятся прямые выборы. С одной стороны, это закрепит его особое положение в федеральном округе. С другой стороны, сделает более ярким отличия "русских" регионов от "национальных".
Что касается ситуации в Северной Осетии, то для ее понимания нужно вспомнить парламентские выборы 2012 года, когда очень большой процент получили «Патриоты России» во главе с Арсеном Фадзаевым — давним оппонентом властей республики, бывшим депутатом Госдумы. Это противостояние продолжается. Оно отозвалось на последних выборах в Ирафском районе, во время которых Фадзаев заключил альянс с теми элитами района, которые были в прошлом оттеснены от власти. В итоге, они выиграли выборы. Я не исключаю, что при прямых выборах может повториться это публичное противостояние между Фадзаевым и Мамсуровым. А этого громкого противостояния не хочет ни федеральный центр, ни официальный Владикавказ.
Что касается Карачаево-Черкессии, там довольно сложная история. Давайте вспомним 1999 год, когда происходили столкновения из-за того, кому быть президентом республики – карачаевцу, или черкесу. С тех пор сформировался баланс, при котором президент – карачаевец, премьер – черкес. Возможно, в Москве и в самой республике тоже опасаются повторения ситуации 1999 г., хотя, например, выборы президента республики в 2003 году прошли без каких-либо межобщинных трений.
Несмотря на все разнообразие мозаичности Северного Кавказа, я бы не сравнивал угрозы безопасности там с выборами. Конфликты происходят там и без прямых выборов глав регионов. Ведь все равно есть муниципальные выборы, которые, например, в Дербенте в 2009 году прошли весьма напряженно.
Другое дело, что в Дагестане нет опыта прямых выборов главы региона. К тому времени как была изменена Конституция Дагестана и в республике появилась сначала должность президента, а потом главы республики, прямые выборы губернаторов во всей стране уже были отменены. А до этого они не приводились по Конституции республики.
В целом, сейчас можно говорить о том, что проекты федерального центра направлены на установление более регулярных государственных порядков на Северном Кавказе.
Может быть, прямые выборы вернутся в кавказские регионы. Но, на мой взгляд, все зависит от того, в какую сторону пойдет развитие федерализма. Если центр пойдет на то, чтобы расширить полномочия регионов в каких-то сферах – это будет одна ситуация, а если будет курс на максимальную централизацию, в этом случае не важно избирается ли глава, или назначается.