ВСМ Москва – Петербург: старт развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России


Высокоскоростная магистраль соединит Москву и Санкт-Петербург, сократив время в пути между столицами до 2 часов 15 минут. Основной план строительства ВСМ согласован с президентом РФ Владимиром Путиным. В дальнейшем магистраль должна будет пройти через шесть российских регионов. Как эксперты оценивают перспективы развития подобной транспортной сети в стране, расскажем в сюжете.

Президент одобрил план строительства ВСМ

Москву и Санкт-Петербург соединит высокоскоростная железнодорожная магистраль. Ее строительство обсудили во время визита президента Владимира Путина в Свердловскую область. Совещание прошло на площадке предприятия «Уральские локомотивы», которое создает технику для пассажирских и грузовых перевозок.

«По сути, это пилотный проект, имею в виду строительство на первом этапе ветки Москва – Санкт-Петербург. Эта работа станет… должна стать первым, стартовым, этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России», – заявил на совещании Владимир Путин.

ВСМ будет построена как абсолютно новый железнодорожный путь между Москвой и Петербургом; после ее запуска время на дорогу между двумя столицами снизится до 2 часов 15 минут. До Великого Новгорода из Петербурга по ВСМ можно будет добраться за 29 минут.

Поезда между Москвой и Петербургом будут ходить каждые 10–15 минут. Строительство ВСМ Санкт‑Петербург – Москва предусмотрено проектом Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035-го. Поставка на линию первых поездов ожидается к 2028 году.

Строительство потребует финансирования не только из федерального бюджета (по данным главы Минтранса Виталия Савельева, более 600 млрд рублей), будут привлекаться и кредитные средства банков. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что столица наряду с другими заинтересованными регионами примет участие в финансировании проекта ВСМ. 

«Правительство Москвы будет выполнять все поручения президента по реализации проекта ВСМ-1, обеспечит интеграцию всей городской транспортной инфраструктуры с будущими остановками высокоскоростного поезда, которые планируются на Ленинградском вокзале, городских вокзалах Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград-Крюково», – написал Собянин в своем Telegram-канале.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов уже сообщил о готовности Северной столицы войти в состав участников концессии по строительству ВСМ.

В перспективе скоростная магистраль будет проходить через шесть российских регионов, в будущем ее планируют продолжить в направлении Екатеринбурга, Рязани, Казани, Адлера и Минска.

Развитие ВСМ – стратегическая задача

Развитие сети ВСМ будет иметь взрывной социально-экономический эффект, уверен руководитель Агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов.

«Это стар­то­вый про­ект. Он дей­стви­тель­но ну­жен, по­то­му что ныне су­ще­ству­ю­щую же­лез­ную до­ро­гу необ­хо­ди­мо осво­бо­дить для гру­зо­вых пе­ре­во­зок, а пас­са­жир­ские надо за­гнать на вы­со­ко­ско­рост­ную ли­нию. ВСМ – это драй­вер дан­но­го ре­ги­о­на, Се­ве­ро-За­пад­но­го в первую оче­редь», – говорит эксперт.

ВСМ – самое прогрессивное направление в транспортных технологиях, но оно требует огромного финансирования. Вопрос в том, потянут ли такой проект федеральный и региональный бюджеты, отмечает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

«Москва, которая вкладывает огромные деньги в развитие транспортной инфраструктуры последние 12 лет, безусловно, это осилит. В планах столицы это есть. Количество промежуточных станций – это как раз вопрос проекта, потому что чисто технически будет невозможно сделать много остановок. Если надо поддерживать скорость 350 км/​ч, то частых остановок даже теоретически быть не может», – делится своим мнением эксперт.

Развитие сети железнодорожных высокоскоростных магистралей – стратегическая задача, уверен генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский.

«Высокоскоростные магистрали сокращают время в пути, а значит, люди будут меньше ехать и больше заниматься работой, будут быстрее перемещаться, проводить деловые встречи, что позволит им плодотворнее работать на экономику страны. ВСМ всегда окупается и дает плюс. Президент давно уделяет серьезное внимание этому направлению», – рассказывает политолог.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: