Дагестан без никабов: цели временного запрета и проблема контроля


Муфтият Дагестана объявил о временном запрете никабов в республике. Для всеобщего запрета достаточных оснований не нашлось, поэтому он был введен локально из-за существующей угрозы безопасности населения региона. Ограничения будут действовать до устранения напряженной обстановки. Контролировать запрет не будут – его соблюдение остается на совести верующих. Ранее против ношения никаба выступил глава Дагестана Сергей Меликов. Он назвал эту одежду несвойственной кавказским народам. Эксперты РК рассказали, какие риски несет такой запрет и поможет ли он властям республики в борьбе с терроризмом.

Рекомендательный запрет

Муфтият Дагестана объявил о временном запрете на ношение никабов в республике. Решение было принято на основании обращения Министерства по национальной политике и делам религии, в котором сообщается о существующей угрозе безопасности населения региона, и вынесенного заключения отдела фетв, пояснил заместитель муфтия Абдулла Салимов.

Никаб – женский головной убор, почти полностью зарывающий лицо, с узкой прорезью для глаз.

Запрет будет действовать до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения. Применяться он будет в публичных местах, где важно обеспечить безопасность и идентифицировать личность. Например, на улицах, в общественных учреждениях, учебных заведениях и других местах массового скопления людей.

Принятые муфтиятом меры полностью соответствуют настроениям дагестанцев, уверяют в организации по результатам мониторинга мнения жителей.

Механизм контроля исполнения запрета останется на совести верующих, так как формализованного подхода нет, заявил помощник муфтия Дагестана Мухаммад Мухаммадов в комментарии «Коммерсанту». При этом он отметил, что в Дагестане, как и в других субъектах, есть сложность в обеспечении единства в соблюдении религиозных указаний. Для контроля муфтият может использовать просветительские встречи с мусульманками или диалог имамов с местным населением.

2 июля в отделе фетв при муфтияте сообщили, что после анализа шариатских текстов в рамках четырех мазхабов не нашлось достаточных оснований для вынесения решения о всеобщем запрете ношения никаба. Однако подчеркивалось, что в определенных ситуациях из соображений безопасности может быть введен локальный временный запрет на такую одежду, передает ТАСС.

Ранее против ношения никаба выступил глава Дагестана Сергей Меликов. Он назвал эту одежду несвойственной кавказским народам и предположил, что она дает возможность мужчинам скрыться под платком, а женщинам – проносить запрещенные предметы.

Заявлению Меликова предшествовали теракты 23 июня в Махачкале и Дербенте, когда вооруженные мужчины напали на два православных храма, синагогу и пост ДПС. Погибли 22 человека.

Против ношения никаба выступали также глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин и глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев. За полный запрет никаба в России выступили и в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, подчеркнув, что о запрете хиджаба речь не идет.

Каким будет эффект?

Политический обозреватель Андрей Гусий отмечает, что запреты в религиозных вопросах  достаточно опасны. Он обращает внимание, что за скобками принятия запрета остался и факт того, что ношение никаба не означает терроризм, точно так же как и терроризм не равно никаб. Не поможет запрет, по мнению эксперта, и властям республики исправить прошлые ошибки.

«Политические позиции Меликова укрепит только одно – несколько месяцев без происшествий, акций протестов и резонансных заявлений. Может быть, звучит странно, но технологически именно такой разрыв, которого сейчас в Дагестане нет, может выправить ситуацию, показав, что регион стабилен», – добавляет Гусий.

Cтар­ший на­уч­ный со­труд­ник Цен­тра про­блем Кав­ка­за и ре­ги­о­наль­ной без­опас­но­сти МГИ­МО Ахмет Ярлыкапов полагает, что широкое обсуждение запрета и нездоровый интерес к этой теме могут вызвать желание людей носить никаб из протеста. Эксперт подмечает, что такое решение вряд ли как-то может помочь бороться с терроризмом или экстремизмом, так как это не обязательный запрет, а рекомендательный и его никтор не регулирует.

«На за­ко­но­да­тель­ном уровне та­кой за­прет вве­сти до­ста­точ­но труд­но, как и с ис­лам­ской точ­ки зре­ния, по­то­му что он не за­пре­щен в Ко­ране и сунне. Если жен­щи­на хо­чет до­пол­ни­тель­но за­крыть лицо, ни­кто не мо­жет ей за­пре­тить, мож­но лишь ска­зать, что это неже­ла­тель­но. С точ­ки зре­ния свет­ско­го за­ко­на для за­пре­та долж­ны быть очень се­рьез­ные ос­но­ва­ния, ве­со­мый ар­гу­мент. Воз­мож­но, им бу­дет ссыл­ка на то, что где-то ко­гда-то тер­ро­ри­сты ис­поль­зо­ва­ли та­кую одеж­ду для со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ний», – допускает Ярлыкапов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: