Вопрос сбыта и влияние на экономику: как Саратовская область и Чечня взялись за автопроизводство


Регионы РФ стараются возрождать и развивать автомобилестроение. На прошлой неделе власти Чеченской Республики заявили о планах создать в 2023 году первый на юге России автомобильный кластер на базе завода «Чеченавто», а в Саратовской области собираются наладить производство электромобилей – до конца года должно быть выпущено до 2 тыс. машин специально для такси и каршеринга. РК выяснили у специалистов, с какими проблемами могут столкнуться производители и как новые проекты повлияют на экономику регионов. Подробности – в сюжете.

Масштабные планы

Автозавод «Чеченавто», на котором производили Lada Priora, ждут масштабные преобразования в 2023 году. Он станет первым автомобильным кластером на Северном Кавказе и юге России, который производит 16 тыс. автомобилей в год. Об этом рассказал министр промышленности и энергетики Чечни Адам Хакимов.

«На предприятии осуществляется сборка автомобилей Lada Granta, а в октябре началась сборка новой модели «Газель Next» совместно с Группой ГАЗ. Запуск сборочной линии позволил создать до 100 новых рабочих мест. В 2023 году начнем собирать там машины УАЗ, и это будет один из первых автокластеров в России по новой форме», – приводит слова чиновника ТАСС.

Хакимов добавил, что реализация проекта должна дать мощный импульс развитию промышленной сферы республики. Кроме того, по его словам, в Чечне также планируется создать индустриальный парк в сфере машиностроения.

В свою очередь, власти Саратовской области заявили о намерении запустить производство электромобилей во втором квартале 2023 года. В третьем квартале на заводе уже должны собрать первую машину. Об этом сообщил губернатор Роман Бусаргин в своем Telegram-канале.

«Компания «Альфа Тех» представила модель, которую планирует производить в Энгельсе. В 2023 году планируется собрать до 2 тыс. электромобилей специально для такси и каршеринга. Модель в сотрудничестве с китайским лидером автопрома FAW будет выпускаться под маркой Alfarus», – написал глава региона.

Бусаргин рассказал, что в дальнейшем инвесторы хотят локализовать производство, то есть комплектующие для новых авто смогут поставлять предприятия региона. В первую очередь это касается электронных компонентов, пластиковых и стекольных элементов.

«Помимо машин, на производственной площадке собираются делать аккумуляторные батареи и зарядные станции», – заключил саратовский губернатор.

12 января в Министерстве промышленности и энергетики региона также сообщили о создании к 2024 году в регионе сети зарядных станций для электромобилей.

Есть ли перспективы?

Ди­рек­тор Цен­тра ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки РАН­ХиГС Владимир Климанов полагает, что в Саратовской области формирование нового автопроизводства теоретически возможно, так как в этом регионе традиционно были развиты отрасли машиностроения, а в Чечне и так существовал автомобильный завод, который можно перепрофилировать. Но проблема в том, насколько перспективна сейчас эта отрасль.

«Возможно, гораздо эффективнее искать новых инвесторов, которые реанимируют существующие профильные предприятия. Например, тот же «Автотор» в Калининградской области. Мы это видим на примере «Москвича», где тоже есть попытка реанимировать существующие цеха», – добавляет эксперт.

По мнению доктора экономических наук, ИНИОН РАН Сергея Смирнова, реализация проектов положительно скажется на экономике регионов даже на стадии производства. Но в дальнейшем предприятия не должны быть убыточными, иначе это может привести к безработице.

«Нужно понять рынок сбыта. Я не знаю, будут ли москвичи покупать продукцию из Саратова, потому что у нас тут есть «Москвич». Кроме того, на новых заводах возникает проблема качества. По поводу электромобилей могу сказать, что это городской автомобиль – его нужно заряжать. И тут мы подходим к следующей проблеме: у нас очень мало автозарядных станций. И я не слышал, что есть программы их развития», – подмечает Смирнов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: