В 2024 году у 58 регионов значительно сократились остатки на счетах – на 19%. При этом у 10 регионов уровень финансовой подушки оказался ниже 0,1% от плановых расходов на 2025 год, сообщает РБК, ссылаясь на доклад рейтингового агентства «Эксперт РА». О причинах снижения остатков на счетах субъектов РФ и рисках в связи с этим для их бюджетов расскажем в сюжете.
Влияние на бюджет
В 2024 году у 58 регионов России снизились остатки на счетах, а у 10 уровень финансовой подушки оказался ниже 0,1% от плановых расходов на 2025 год. Об этом сообщает РБК со ссылкой на доклад рейтингового агентства «Эксперт РА» о рисках снижения ликвидности бюджетов регионов в 2025-м. По мнению аналитиков, накопленные остатки на счетах сыграют очень важную роль в условиях снижения доходной части бюджетов в 2025 году почти на 4%.
Остатки на счетах регионов предназначены для финансирования дефицита их бюджетов. Если остатки уменьшились, значит, регионы либо снизили получение доходов, либо профинансировали новые расходные обязательства, отметили представители Минфина в комментарии изданию. Они также подчеркнули, что снижение остатков или их отсутствие не означает роста долга или изменения финансовой поддержки федерального бюджета.
Согласно данным «Эксперт РА», по итогам 2024 года остатки на счетах региональных бюджетов составили 2,86 трлн рублей. Это на 1% больше, чем в 2023-м, но позитивная динамика обеспечена во многом благодаря Москве. Если не учитывать остатки столицы, то финансовая подушка регионов снизилась на 19% – с 2 трлн до 1,62 трлн рублей.
Аналитики считают, что негативная динамика может быть связана с дефицитным исполнением бюджета 50 регионами и погашением ими части накопленного долга. Для погашения долгов субъекты РФ, вероятно, использовали не только короткие банковские кредиты, но и остатки на счетах.
В докладе также отмечается, что на начало 2025 года на счетах Федерального казначейства та или иная сумма была у всех регионов, но при этом остатками на банковских депозитах располагало только девять. У пяти из них (у Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Ленинградской и Сахалинской областей) депозиты занимают более 80% остатков.
В целом среди регионов наблюдаются серьезные различия по запасам прочности. Так, например, уровень финансовой подушки Кемеровской области по состоянию на 1 января 2025 года относительно расходов планового 2025-го снизился сразу на 26,2%, или на 78 млрд рублей, Это максимальное сокращение среди субъектов РФ.
Остатками в размере менее 0,1% от утвержденных на плановый год расходов по состоянию на 1 января 2025 года располагали 10 регионов, в том числе Ингушетия, Калмыкия, Омская, Иркутская, Магаданская, Ярославская и Волгоградская области.
Среди регионов с высокой бюджетной автономией наиболее существенно нарастили остатки Ленинградская область (8,1%) и Москва (6%).
Причины снижения остатков на счетах
Доктор экономических наук и декан факультета менеджмента и инноватики РАНХиГС Сергей Серебренников убежден, что сокращение финансовой подушки – это начало более вдумчивого и модернового отношения к расходам региональных бюджетов. По его мнению, остатки на счетах – это страховочный инструмент, который не дает импульса к развитию. В свою очередь, чтобы было развитие, деньги должны работать.
«Что касается сокращения расходов, то в каждом регионе своя ситуация. Где-то, возможно, будет пересмотр и расходной части. Сейчас действует прогрессивная шкала налогообложения, те доходы, которые передаются в федеральный центр, все равно идут на социальные расходы. Поэтому даже в случае сокращения тех или иных расходов в регионах, уверен, население не пострадает – часть расходов федеральный бюджет закроет. Так что не думаю, что риски в части сокращения расходов бюджетов приведут к серьезным последствиям», – говорит Серебренников.
Кандидат экономических наук Андрей Песоцкий полагает, что основная причина сокращения финансовой подушки – в замедлении темпов роста экономики России. С учетом прогнозов по темпам роста ВВП – по итогам 2025 года они ожидаются на уровне 1,8% (по итогам 2024-го показатель составлял 4,1%) – неудивительно отсутствие прорывов, отмечает эксперт. При этом он не исключает более позитивной динамики макроэкономических показателей, которая скажется и на регионах.
«Характерно, что на фоне высокой ключевой ставки власти субъектов РФ не стремятся использовать облигационные заимствования, чтобы не фиксировать высокую ставку в долгосрочной перспективе», – добавляет экономист.