Уравнение для бюджетников: зарплаты повысят, но не всем

/

Российские власти планируют уравнять зарплаты бюджетников, чтобы ликвидировать разрыв между регионами. Сегодня доходы учителей или врачей в разных субъектах страны отличаются в значительной мере. Кроме того, некоторые регионы так и не выполнили майские указы президента 2012 года о повышении зарплат сотрудникам бюджетной сферы. На выравнивание доходов потребуется 1,5 трлн рублей. Где планируют взять деньги, расскажем в сюжете.

Повысят ставки

В правительстве России обсуждают меры по сокращению межрегионального разрыва в зарплатах работников бюджетной сферы. Приоритетными считаются четыре отрасли: здравоохранение, образование, наука и культура. Власти планируют повысить ставки сотрудникам госучреждений в наиболее отстающих по этому параметру субъектах. Об этом со ссылкой на источники, близкие к правительству, сообщили «Ведомости».

Власти обеспокоены большим разрывом в доходах. Например, по данным Росстата за 2019 год, средняя зарплата учителей в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии – Алании составляла менее 23 тысяч рублей. При этом у преподавателей на Чукотке – более 100 тысяч, в Москве – выше 97 тысяч рублей, а на Ямале – 94 тысячи, пишут «Известия».

Также регионы не спешат выполнять майские указы президента, которые были изданы почти 10 лет назад. В мае 2012 года Владимир Путин поручил повысить зарплаты бюджетников к концу 2018 года до 100% от средних зарплат по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников – до 200%, напоминают «Вести.ru».

В конце 2020 года Счетная палата сообщила, что майские указы не выполнены.

«Ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличаются в разы. Так, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9359 рублей, а в Пермском крае – 2755 рублей. Как следствие, это привело к необоснованной дифференциации в размере окладов бюджетников и существенно затруднило реализацию указов для ряда субъектов», – говорится в докладе ведомства.

Пока власти находятся в процессе подготовки конкретных механизмов – например, для разработки мер по выравниванию зарплат научных работников создана межведомственная рабочая группа на базе Минобрнауки, в которую вошли также представители Минтруда, Минздрава, Минфина и экспертного сообщества. Минобрнауки совместно с Минтрудом и ПФР до весны должно собрать информацию о различиях в оплате труда в зависимости от должностей и квалификации, пишут «Ведомости».

Напомним, ранее правительство планировало привести зарплаты учителей к общему знаменателю в пяти регионах. Как уже рассказывали «Региональные комментарии», труд учителей планировали оценить, исходя из квалификационного уровня, а также компенсационных и стимулирующих выплат, которые определят федеральные власти. Позже появилась информация, что зарплатный эксперимент начнут в семи регионах с ноября 2021 года, однако сроки перенесли на июль 2022-го.

В декабре 2021 года премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился выделить более 12,2 млрд рублей на повышение зарплат учителям, врачам, преподавателям вузов и работникам науки и культуры. Об этом сообщается в документе.

По оценкам аналитиков, на выравнивание зарплат в регионах понадобится еще 1,5 трлн рублей. Главный вопрос у экспертов – что станет источником финансирования?

Где деньги?

В течение 2021 года много говорилось о росте зарплат, но возникает вопрос, где именно они росли в России и куда идет финансирование, говорит вице-президент Центра политических технологий доктор политических наук Ростислав Туровский.

«Если посмотреть на зарплаты бюджетников, то ничего хорошего за этот год мы не увидели. Давно забыты пресловутые и приснопамятные майские указы президента 2012 года.  Многие регионы и тогда их не выполнили, и сейчас предпочли о них забыть, поскольку на многих территориях их просто нельзя было выполнить. Сегодня превышение зарплаты учителей над средними зарплатами по региону практически нигде не обеспечивается. Более того, учитывая рост расходов на образование, возникает вопрос, куда идут эти расходы. По врачам ситуация вроде как получше, но она и раньше была получше. Какой-то особой динамики, если не говорить о дополнительных и разовых выплатах, которые получали врачи, мы тоже здесь не наблюдаем».

Инициатива с выравниванием доходов интересная, но необходимо грамотно проработать источники финансирования, чтобы избежать классических схем перекачивания денег за счет субсидий из одного бюджета в другой, считает финансовый директор ООО «Глобал Эксперт» Алексей Шестемиров.

«Если это будет делаться по классической схеме, то есть посредством выделения субсидий из Фонда национального благосостояния или Фонда выравнивания бюджетов, то нагрузка просто будет перераспределена от дотационных регионов на регионы-доноры. В итоге тот мультипликативный эффект, которого можно добиться, рискует быть нивелирован посредством элементарной перекачки денег из одного региона в другой и, как следствие, снижением потенциала донора».

Задача федерального центра – сглаживать различия в регионах, в том числе и в доходах людей. Тем более что деньги в стране есть. Профицит российского бюджета за прошлый год составляет 1,6 трлн рублей. К тому же дорожает газ и остаются высокими цены на нефть, рассказывает член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.

«Минфин, конечно, всегда консервативен и скуп, как и положено Минфину. Но этот вопрос, я думаю, уже решен. И это правильно, учитывая, что деньги есть и курс мы держим на социальное государство. Кстати, увеличение зарплат не так уж сильно сказывается на инфляции в госсекторе, но поддерживает внутренний спрос. Реализовать это можно по-разному. Когда-то была практика кредитов Минфина, которые потом списывались, то есть изначально подразумевалось, что возвращать их никто не будет. Но мне кажется, это будут прямые дотации в соответствующие регионы».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: