У регионов будут новые KPI по борьбе с нелегальной занятостью: смогут ли субъекты РФ обелить теневой сектор?
В правительстве РФ разработали план по борьбе с нелегальной занятостью, сообщают СМИ. Федеральные ведомства проанализируют численность и состав неработающего населения и разработают меры по его выводу на рынок труда. Серьезная роль в борьбе отведена регионам. Они должны будут подготовить собственные планы по выявлению нелегально работающих граждан и отслеживать тех, кто находится в зоне риска. Кроме того, для губернаторов разработают KPI по выводу граждан из нелегальной занятости. Насколько велика теневая занятость в регионах и что власти субъектов РФ могут предпринять для ее снижения – разбираемся в сюжете.
Упор на регионы
Министерство труда РФ представило правительственный план по борьбе с нелегальной занятостью на 2025–2027 годы. 25 апреля его одобрила Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Как сообщает РБК, в распоряжении которого оказался проект документа, план состоит из 18 мер федерального и регионального уровней. Они касаются сбора новой информации о рынке труда (например, о неработающих гражданах трудоспособного возраста) и усиления роли регионов в этой сфере.
Так, например, региональным властям будет предложено разработать собственные планы по выявлению тех, кто работает без оформления трудовых документов, а также отслеживать находящихся в зоне риска. В свою очередь, федеральные ведомства создадут методические рекомендации и введут информационные системы, помогающие лучше отражать ситуацию с нелегальной занятостью.
До 1 июля Минтруд должен будет оценить потенциальную численность нелегально занятых граждан в разрезе регионов. На ее основе будет составлен рейтинг регионов по достижению целевого показателя по выводу из нелегальной занятости. По информации РБК, власти субъектов РФ до 1 ноября 2026 года получат KPI по выявлению нелегальной занятости. В 2023 году подобные KPI по «легализации» таких граждан уже были введены, но конкретные показатели не публиковались. Предполагалось, что в течение трех лет регионы должны «обелить» 30% теневого сектора.
Согласно плану, также планируется усилить полномочия межведомственных комиссий по выявлению теневой занятости в регионах. Кроме того, проект предполагает усиление полномочий межведомственных комиссий в вопросах теневой занятости в регионах. Так, комиссия может получить полномочия по вынесению решения о включении в реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости. Рассматривается вопрос о введении административной ответственности за неявку работодателей на заседания межведомственных комиссий.
Не все пункты плана связаны с теневой занятостью, отмечает «Коммерсантъ». Одна из инициатив предполагает совместную работу федеральных ведомств по определению численности неработающих граждан трудоспособного возраста и их половозрастной структуры. После получения данных ведомства разработают инициативы, позволяющие вывести таких граждан на рынок труда.
По данным Минтруда на конец 2023 года, нелегально в России работают 9,6 млн человек.
Справятся ли субъекты РФ?
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец считает, что теневая занятость, в которой задействованы несколько миллионов человек, не наносит критического урона экономике, так как уровень дохода у таких людей небольшой. Бороться, по его мнению, надо с практикой, когда предприятия, крупные компании переводят сотрудников в самозанятые, которых по состоянию на март насчитывается уже 13 млн человек.
«А что касается предложения регионам разработать собственные планы по борьбе с нелегальной занятостью, думаю, что регионы сами не потянут подготовку и реализацию таких планов. Нужны федеральная практика и законодательство», – подчеркивает Зубец.
Депутат Госдумы Николай Новичков не исключает необходимость частичного ужесточения ответственности работодателей, но в качестве метода борьбы с нелегальной занятостью он предлагает рассмотреть возможность выплаты зарплат в формате цифровых рублей. В этом случае, утверждает он, будет видно, какое количество рублей ушло в экономику и какое вернулось, например, в потребительский сектор, а значит, будет понятно примерное соотношение официальной зарплаты и теневой.
«Регионы стараются действовать административными методами (трудовая инспекция и т. д.). Этот метод тоже необходим, и контролировать нужно и работодателя, и работников, но данными методами проблемы решить нельзя. Поэтому здесь важна технологизация, о чем я уже сказал: контроль налички, цифровые рубли и пр.», – заключает Новичков.