Цифровая инфраструктура Москвы: как «Активный гражданин» и другие проекты помогают взаимодействию горожан и власти
Почти 7 млн москвичей, или каждый второй житель столицы, стали участниками проекта «Активный гражданин» за 10 лет его существования. На электронной платформе прошло более 6,5 тыс. голосований, участники которых выразили свое мнение по важнейшим вопросам развития столицы, сообщил мэр Сергей Собянин. Эксперты отмечают, что «Активный гражданин» стал значимой частью электронной инфраструктуры, созданной для москвичей. Передовые разработки столицы по цифровизации госуслуг затем внедряются по всей стране, констатируют собеседники РК. Подробности – в сюжете.
В диалоге с жителями
«Активный гражданин», московская электронная платформа для голосований по различным вопросам жизни города, через несколько месяцев отметит 10 лет со дня основания. Результаты работы проекта за прошедшие годы подвел мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге.
«На платформе прошло более 6,5 тыс. голосований, в ходе которых участники выразили свое мнение свыше 250 млн раз. Коллеги подсчитали, что если бы мы собирали эти мнения вручную в режиме поквартирного обхода, то на это потребовалось бы 50 лет работы в режиме нон-стоп», – отметил Собянин.
По словам мэра, в первые годы после запуска «Активный гражданин» казался чем-то непривычным. Как рассказал Собянин, чиновники сначала роптали, что в цепочке принятия решений появилось дополнительное звено, а граждане сомневались в эффективности электронных голосований.
«На мой взгляд, переломным моментом стала подготовка программы реновации в 2017 году. Вокруг включения конкретных домов в программу были сломаны тысячи копий, но в конечном счете окончательное решение приняли сами жители. Причем 43% участников голосования выразили свое мнение с помощью «Активного гражданина», – подчеркнул глава столицы.
В итоге за 10 лет участниками проекта стали почти 7 млн человек – каждый второй москвич. По итогам голосований реализовано более 4 тыс. решений, принятых жителями по развитию Москвы.
Помимо платформы для голосований, в Москве были созданы и другие электронные сервисы для горожан. С помощью портала «Наш город» жители могут сообщить о недочетах в содержании объектов инфраструктуры. Проект «Город идей» собирает предложения москвичей по 12 ключевым сферам жизни Москвы: экология, благоустройство, транспорт, парки и так далее. В 2020 году запущена платформа «Электронный дом», которая позволяет принимать юридически значимые решения по управлению собственным домом, общаться с соседями и эффективно взаимодействовать с управляющей компанией.
Удобный инструмент
Политтехнолог Алена Август отмечает, что созданные в Москве электронные сервисы стали привычными и понятными инструментами для горожан. Так, проект «Активный гражданин» помогает не только выяснить мнение жителей столицы, но и сгладить какие-то противоречия по резонансным темам. А проект «Электронный дом» не только дает возможность иметь полноценную информацию о происходящем в доме, но и помогает сплачивать соседей.
«Москвичи – это достаточно мобильные люди: ты проснулся на одном конце Москвы, работа – на другом, развлечения – на третьем и так далее. Поэтому люди постоянно в движении, а подобные электронные сервисы очень удобны, когда нужно получить информацию, поделиться мнением. Это единственно возможное решение для жителей столицы, потому что идти куда-то, звонить по телефону – это невозможно в наших условиях», – заметила Август.
Политолог Александр Асафов также говорит, что москвичи привыкли взаимодействовать с городом и государством в цифровой среде. При этом жители чувствуют свою сопричастность к развитию столицы.
Асафов обратил внимание, что передовые разработки Москвы по цифровизации госуслуг затем внедряются по всей стране.
«Например, сейчас в каждом регионе страны уже есть МФЦ или аналоги. Но впервые это появилось именно в столице. «Активный гражданин», «Электронный дом», «Помощник Москвы» и другие сервисы – это пока еще часть именно московской инфраструктуры, потому что здесь уровень цифровизации госуслуг значительно выше, чем в других регионах страны и даже в других столицах мира. Частично похожие механизмы реализуются в крупных городах России. Но я думаю, что такие практики будут развиваться и распространяться в разных регионах, например, как распространяется сейчас ДЭГ, просто для этого нужно создание определенной инфраструктуры, а это вопрос времени», – резюмировал собеседник РК.