Строй сейчас – плати потом: как города Арктики будут развивать при помощи «Единой субсидии»
Отныне регионы Арктической зоны РФ смогут пользоваться «Единой субсидией» – программой, позволяющей улучшать инфраструктуру и повышать качество жизни людей. Проект призван сделать Арктику более привлекательной и комфортной для молодых специалистов и уменьшить отток населения. Какие города наиболее нуждаются в обновлении и как это поможет в развитии Севморпути – в сюжете РК.
Арктику делают привлекательнее
Правительство РФ начнет выделять субсидии на строительство социальных объектов в регионах Арктики. Соответствующее постановление, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным, опубликовано на официальном сайте кабмина.
«Арктические города будут включены в программу «Единая субсидия», с помощью которой до сих пор велась поддержка центров экономического роста регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ. Направляемые правительством межбюджетные трансферты позволяют регионам проектировать и строить объекты как в рамках национальных проектов, так и вне их», – говорится в сообщении.
Программа «Единая субсидия» позволяет привлекать инвестиции в создание социальной инфраструктуры сейчас, а расплачиваться за готовые объекты из бюджета постепенно, в течение 7–15 лет, заявил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков. Инвестиции в первые 15 социально значимых проектов, которые могут быть реализованы в Арктике в ближайшее время, уже превышают 75 млрд рублей.
Выделенные средства города смогут направить на возведение медучреждений, школ, детских садов, спорткомплексов и культурных сооружений. Кроме того, деньги можно будет направить на капитальный ремонт и технологическое обновление учреждений.
Арктические города начнут преображать в том числе для того, чтобы сделать их привлекательными для строителей Северного морского пути, которые должны проживать на постоянной основе в регионах Крайнего Севера, пишет URA.RU со ссылкой на экспертов. Города планируется сделать комфортными, обеспечить их привычными городскими сервисами, чтобы уровень жизни не сильно уступал среднероссийскому.
Директор Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова Уральского отделения РАН Иван Болотов в комментарии изданию подчеркнул, что инвестиции в социальную инфраструктуру требуются для создания рабочих мест, привлечения молодых специалистов в Арктику. По его словам, на сегодняшний день серьезных вложений требуют такие города, как Нарьян-Мар, Воркута, Амдерма, заполярные поселения Якутии и Красноярского края.
Требуется реновация
Политолог, член Общественной палаты РФ Евгений Забродин называет идею развития социальной инфраструктуры городов Арктики отличной, но отмечает, что для городов Севера важна и тема реновации.
«Если сейчас для городов Арктической зоны принять программу реновации, близкую по сути к московской, то можно совершить серьезный скачок, в том числе по улучшению качества жизни на Севере. Это даст основания дальше развивать важнейший инфраструктурный проект – Северный морской путь. Он сейчас куда более защищенный, чем большинство каналов коммуникаций в мире», – подчеркивает Забродин.
Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в ЯНАО Сергей Зубанов в качестве примера, когда арктический регион может преобразиться и увеличивать население с каждым годом, приводит Ямал. При этом эксперт подчеркивает, что и для него лишними федеральные деньги не будут, так как, например, на севере и востоке округа существует дефицит жилья.
«Регион уже реализует программу арендного жилья, когда за счет собственного бюджета и благодаря программам государственно- и муниципального частного партнерства строится недвижимость – жилые и социальные объекты. Но высокие цены говорят о том, что дефицит жилья еще существует, а с приездом новых специалистов, задействованных в строительстве СШХ, а затем и работающих на вновь созданных транспортно-логистических и производственных компаниях, потребность в жилье еще увеличится. Поэтому расширение программы «Единая субсидия» на арктические регионы – для Ямала вполне своевременная мера», – замечает Зубанов.