Северный завоз по новым правилам: как улучшат жизнеобеспечение труднодоступных территорий
Труднодоступные районы 21 региона страны вошли в перечень территорий северного завоза, куда при поддержке государства будут доставляться грузы с жизненно важными товарами. Соответствующее постановление подписал глава правительства РФ Михаил Мишустин. В апреле в России вступит в силу закон о северном завозе, задача которого – улучшить поставки необходимой для людей продукции. Эксперты отмечают, что документ четко разграничивает ответственность за организацию процесса между федеральной, региональной и муниципальной властью, а также частными исполнителями. Подробности – в сюжете.
Доставка быстрее, товары дешевле
В перечень территорий северного завоза, куда при поддержке государства будут доставлять грузы с продовольствием, нефтепродуктами и другими жизненно важными товарами, вошли населенные пункты 21 субъекта страны. Это республики Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия) и Тыва, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Иркутская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская и Тюменская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Перечень утвержден постановлением правительства РФ. Федеральным координатором северного завоза станет Минвостокразвития РФ. Ведомство будет формировать план северного завоза, утверждать маршруты и график движения судов, которые участвуют в регулярных каботажных перевозках, мониторить доставки грузов, контролировать работу органов власти по данному направлению.
В августе 2023 года был принят базовый закон, который создает правовые и организационные основы северного завоза. Он вступит в силу в апреле 2024 года.
Ожидается, что закон о северном завозе позволит сократить сроки доставки необходимых товаров на 25% и сэкономить до 20% от стоимости продукции для конечных потребителей.
Закон предусматривает первоочередность перевозок в рамках северного завоза. Группы товаров делятся на три категории.
Первая – это товары, жизненно важные для населения. Вторая – грузы, необходимые для реализации национальных проектов, строительства школ, детсадов. Третья группа – остальные коммерческие грузы.
Также будет создан единый морской оператор, основной задачей которого станут регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами по льготным тарифам.
Предприятиям, занимающимся северным завозом, предоставят бюджетные кредиты под 3% годовых.
Северный завоз – доставка продуктов, медикаментов и топлива в труднодоступные поселки и целые регионы, в том числе арктические, которые зимой на несколько месяцев остаются отрезанными от остальных регионов из-за сложных климатических условий.
Комплексная работа
Директор Центра арктических исследований и проектов РАНХиГС (Санкт-Петербург) Сергей Кренц отмечает, что закон о северном завозе четко распределяет ответственность за организацию процесса между федеральной, региональной и муниципальной властью, а также частными исполнителями.
«Субъекты РФ будут определять регионального координатора, утверждать ежегодный трехлетний план и расширенный перечень грузов для оказания региональных мер поддержки», – объясняет Кренц.
Кроме того, субъекты Федерации смогут устанавливать предельные тарифы на перевозку и хранение товаров первой категории, продолжает эксперт.
«Хлеб, молоко, мясо и другие жизненно важные товары на труднодоступных территориях стоят примерно в два с половиной раза дороже, чем в среднем по России. Виной всему долгая доставка и сложная логистика. Закон о северном завозе решит проблему сразу с нескольких сторон», – подчеркнул Кренц.
Политолог Дмитрий Солонников отмечает, что закон о северном завозе – это еще один шаг по системному развитию арктических территорий. По сути, речь идет о системе жизнеобеспечения целого ряда территорий РФ. Поэтому данный вопрос должны контролировать госструктуры.
«Ответственность должна быть паритетной: и «Росатома», который контролирует атомный флот, занимающийся перевозкой, и губернаторов, которые должны вовремя сделать заявки и оформить документацию, и подрядчиков, которые тоже участвуют в перевозках. Это комплексная работа, поэтому и должен быть закон, который описывает уровень ответственности всех участников процесса», – резюмировал Солонников.