Прорыв дамбы в Орске: что привело к ЧС федерального масштаба?


После прорыва дамбы в Орске (Оренбургская область) 5 апреля и подтопления более 6 тыс. жилых домов региональное СУ СК возбудило уголовное дело о халатности и нарушении правил безопасности при ведении строительных работ. В ведомстве оценят действия должностных лиц, ответственных за строительство, обслуживание и эксплуатацию дамбы. Ростехнадзор выявил почти 40 замечаний в ходе проверки дамбы в 2020 году, были ли они устранены – неизвестно. За два дня до ЧП глава Орска Василий Козупица заверял, что угрозы затопления города нет. По каким причинам мог произойти прорыв дамбы и оперативно ли власти Орска отреагировали на ситуацию – в сюжете РК.

ЧС и уголовное дело

После прорыва дамбы в Орске (Оренбургская область) на реке Урал, который произошел 5 апреля, остаются подтопленными более 6 тыс. жилых домов, эвакуировано более 2,5 тыс. человек. Затоплены и несколько микрорайонов в Оренбурге. По информации правительства региона, пик паводка ожидается 10 апреля, а нормализуется обстановка не ранее 25 апреля. Глава МЧС России Александр Куренков назвал ситуацию критической и призвал отнести паводок к ЧС федерального характера.

Причиной ЧП стали активное снеготаяние и подъем уровня воды в реке Урал, дамба не выдержала напора воды – и ее прорвало.

Дамбу в Орске начали строить в 2010 году, в эксплуатацию ввели в 2014-м, на возведение потратили более 930 млн рублей. Она должна была защитить город и надолго решить проблему угрозы подтопления. 3 апреля глава Орска Василий Козупица отметил, что паводок этого года – первая и серьезная проверка дамбы на прочность, но уверял, что угрозы затопления Орска нет. 5 апреля ситуация в корне изменилась.

Как оказалось, еще в 2020 году Ростехнадзор в ходе проверки дамбы выявил 38 замечаний, которые должны были устранить до 2022 года. Выполнение предписания ведомство проверить не смогло из-за моратория на внеплановые проверки. Но, помимо этого, Западно-Уральское управление Ростехнадзора направляло предостережения в адрес Управления ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта Орска о недопустимости некоторых нарушений, а также в конце января 2024 года потребовало предоставить информацию о подготовке сооружений к паводку. Полученный в марте ответ о «визуальных наблюдениях за дамбой и ее работоспособностью» ведомство не устроил – было направлено повторное письмо, на которое ответ получить не успели.

В управлении СК РФ по Оренбургской области возбудили уголовное дело о халатности и нарушении правил безопасности при строительстве. В ведомстве должны оценить работу должностных лиц, которые строили и обслуживали дамбу.

В комментарии «Известиям» судебный эксперт и директор консалтингового агентства «МЭКА» Олег Дюкарев рассказал, что многочисленные нарушения были допущены при строительстве дамбы. По его словам, между объемами работ на бумаге и выполненными по факту была большая разница, а какие-то работы не выполнялись вовсе. Дюкарев делал экспертизу для судебного заседания в 2014 году. Тогда Финнадзор нашел нарушения при расходовании средств во время строительства дамбы, подрядчик должен был вернуть часть денег. Но заказчик оспорил решение в 2015 году, суд назначил свою экспертизу – и в итоге признал предписание Финнадзора незаконным. Дюкарев с сожалением замечает, что его правота 10 лет назад подтвердилась сегодняшними событиями, когда пострадало много людей, имущество.

Вопросы к городским властям

Ди­рек­тор АО «Спец­строй», участ­во­вав­ше­го в по­строй­ке дам­бы в Ор­ске, Сергей Комаров утверждает, что работы по строительству были выполнены в полном объеме и все материалы соответствовали требованиям проекта. Кроме того, по его словам, в 2019 году проводилось пять экспертиз качества выполнения работ – ни одна из них не нашла нарушений.

Причины прорыва Комаров видит в грызунах, которые проделали норы в дамбе, а также, вероятно, в ненадлежащей эксплуатации сооружения.

Замглавы комитета Заксобрания региона по природопользованию и строительству Вячеслав Ращупкин считает, что главная претензия, которую уже сейчас можно предъявить мэру Орска и его команде, – это запоздалая реакция на ЧП. По его словам, они предпочли бороться с якобы фейками о прорывах в дамбе, о которых сообщали жители города, а не оперативно устранять проблему. Он добавляет, что оповещать население об угрозе наводнения и проводить эвакуацию нужно было, как только вода превысила критическую отметку, но сделано этого не было.

«Почему, когда вода поднялась на семь метров и выше, не предпринимались никакие меры, не подвозился щебень, не свозилась туда техника, – это большой вопрос. Есть вопросы и по содержанию дамбы. Ее превратили в дорогу, по ней ездила различная тяжелая техника, это тоже могло стать причиной разрушения», – рассказывает Ращупкин.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: