Прорыв дамбы на Беломорканале: как власти региона сработали в условиях ЧС


В Сегежском округе Карелии введен режим ЧС после прорыва дамбы на Беломорско-Балтийском канале. Накануне между 10-м и 11-м шлюзом размыло перемычку, установленную на время реконструкции. Поток воды уничтожил не только дамбу, но и ближайший населенный пункт. Есть погибшие и пострадавшие. Собеседники РК отмечают, что власти региона оперативно устраняли последствия ЧП, но в информационном плане их действия вызывают вопросы. Подробности – в сюжете.

Последствия аварии

Утром 29 июля в Сегежском округе Карелии произошел размыв временной перемычки между шлюзами Беломорско-Балтийского канала, установленной на время реконструкции сооружения. Поток воды снес временную плотину и разрушил дома в соседнем поселке.

Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности при проведении строительных работ.

По последним данным, пострадали 10 человек, трое погибли.

Уровень воды между шлюзами сегодня снизился более чем на четыре метра и составил 72,39 м в Балтийской системе высот. Угрозы затопления нет, однако службы находятся в режиме повышенной готовности.

«Сегодня к работе приступили волонтеры, которых мы обеспечили горячим питанием и техникой. Совместно с сотрудниками МЧС они расчистят территорию от мусора в поселке Шавань. Помогаем расчистить дороги и дворы жителей», – комментирует ситуацию глава Карелии Артур Парфенчиков.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя ЧП в Карелии, отметил, что вопрос состояния гидротехнических сооружений в российских регионах является прерогативой правительства и властей на местах.

В Минприроды Карелии заявили, что причины размыва установят компетентные органы.

«На момент аварии уровень воды на плотине не был превышен. На сегодняшний день точные причины размыва перемычки неизвестны, их будут устанавливать компетентные органы», – говорится в сообщении ведомства.

Напомним, что до 2022 года объект был единственной деревянной плотиной, сохранившейся в России. Ее построили в 1933 году и использовали для поддержания навигационных уровней между шлюзами № 10 и № 11 Беломорканала и сброса паводковых вод. В 2021 году была разработана документация на реконструкцию объекта, которая получила положительное заключение Главгосэкспертизы России. По итогам аукциона подрядчиком было определено АО «Акватик» (Санкт-Петербург). С компанией заключили контракт на проведение работ стоимостью 2,5 млрд рублей. Срок строительства – три года. В целях реконструкции плотины компания «Акватик» построила временную грунтовую перемычку, которая была принята заказчиком работ 17 апреля 2024 года.

Между тем авария на Беломорканале в Карелии парализовала судоходство на участке между Белым морем и Выгозером. Грузовые и круизные суда не смогут ходить по Беломорканалу до завершения ремонта.

Кто в ответе за ЧП?

Власти Карелии грамотно устраняли последствия ЧП на Беломорканале, но явно пытались снизить информационный удар. Из-за этого их работа выглядит противоречивой, рассказывает главный редактор издания «Карелия. Ньюс» Александр Белянчиков.

«Изначально информация о реальном масштабе бедствия стала появляться не от карельских властей или специальных служб, как должно быть, а от федеральных Telegram-каналов с миллионными аудиториями. И только после того, как выстрелили федералы, карельские власти и сам глава начали давать необходимую информацию», – говорит эксперт.

Гидросооружение в Беломорско-Балтийском канале – это федеральное имущество. И если смотреть на проблему с точки зрения производственной ответственности, то это ответственность собственника. Если смотреть на проблему с точки зрения развития территории, то здесь ответственность ложится на региональную власть, полагает представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), руководитель Центра политических и социальных исследований Республики Карелия кандидат исторических наук Анатолий Цыганков.

«Если регион желает развивать свою территорию, привлекать людей, инвесторов, стимулировать бизнес, то необходимо заботиться прежде всего об инфраструктуре в целом. Безусловно, в этой ситуации Шаваньская плотина попадает в зону ответственности региональных властей, поэтому ответственность здесь как регионального, так и федерального уровня», – резюмирует эксперт.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: