Труднодоступные районы Забайкальского края остались без авиасообщения. Региональный авиаперевозчик заявил о прекращении полетов из-за отсутствия финансирования со стороны краевого бюджета. В региональном правительстве отмечают, что работают над решением вопроса. Тем временем прокуратура оценит действия органов власти Забайкалья по организации обслуживания населения воздушным транспортом. Примечательно, что проблема отсутствия полетов в отдаленные уголки Забайкалья возникает не впервые. Собеседники РК высказывают разные мнения о причинах кризисной ситуации с авиаперевозками в регионе: одни считают, что речь идет о системной недоработке чиновников, другие критично оценивают позицию перевозчика. Подробности – в сюжете РК.
Субсидий недостаточно
В Забайкалье с 20 июля приостановлены полеты в отдаленные населенные пункты региона. О соответствующем решении объявил региональный авиаперевозчик «Аэросервис». В компании объяснили, что средства, выделенные из краевого бюджета на субсидирование перелетов по социально значимым маршрутам, закончились.
«В течение текущего года авиакомпания неоднократно информировала региональное Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта о возможном прекращении полетов из-за недостатка денежных средств, предусмотренных в бюджете. Мы выступали с инициативой о проведении совместного совещания для решения данной проблемы, нас не услышали», – говорится в официальном заявлении гендиректора компании Германа Боброва. Его приводит Интерфакс.
В прошлом году, как утверждает Бобров, компания просила профильное министерство края и региональную службу по тарифам пересмотреть тарифы по социально значимым маршрутам с учетом индексации цен на топливо и авиационную технику. Тогда перевозчику отказали.
«Утвержденные тарифы были убыточны, но, несмотря на это, в прошлом году мы выполнили их (рейсы) в полном объеме», – заметил Бобров.
В текущем году региональная служба по тарифам и ценообразованию приняла позицию авиакомпании и установила тарифы по этим маршрутам, позволяющие выполнять их безубыточно, но предусмотренных бюджетных средств оказалось недостаточно. В январе сообщалось, что из бюджета Забайкальского края на субсидирование внутренних рейсов выделено 75 млн рублей.
В свою очередь, пресс-служба правительства Забайкальского края сообщила, что профильные региональные министерства занимаются определением источника финансирования для возобновления авиасообщения в районы края.
«Внутрирегиональные авиаперевозки выполнялись по специальному тарифу, который позволял жителям края покупать билеты по доступной цене, при этом часть стоимости перелета компенсируется государством. Выделенные для этих целей средства на 2023 год закончились в связи с высоким спросом на перелеты и с повышением самого тарифа», – объяснил глава Минстроя Забайкалья Алдар Бальжиров.
Примечательно, что полеты в отдаленные уголки региона уже приостанавливались с 1 января 2023 года и были возобновлены лишь 3 апреля. Тогда власти и перевозчик выясняли, кто должен обслуживать взлетные полосы.
Тем временем прокуратура Забайкалья намерена проверить действия и решения органов власти региона по организации обслуживания населения воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Системная проблема
Политолог, руководитель агентства «Социальные коммуникации» Илья Паймушкин подчеркивает, что авиаперевозки пользуются спросом в Забайкалье и отсутствие полетов в отдаленные районы создает массу проблем для местных жителей.
«Сейчас летнее время, конечно, многие жители планировали свои отпуска, это для них, как и для тех, кто нуждается, к примеру, в серьезном лечении, крайне некомфортно. Такая ситуация возникает не первый раз, и весьма странно, что она происходит как будто неожиданно. Мы видим, что перелеты весьма востребованные, люди покупают билеты. Например, когда я работал в Каларском районе Забайкальского края, свободных мест на региональных перевозках до Читы не было практически никогда», – отметил Паймушкин.
По его мнению, в данной ситуации о конфликте между властью и бизнесом речи не идет. Скорее, имеет место системная недоработка местных чиновников.
Директор РТК «Забайкалье» Андрей Коптеев смотрит на ситуацию иначе: он критически оценивает позицию перевозчика.
«На текущий год была заложена определенная сумма на субсидирование перелетов, потом компания повысила тарифы – и средства, заложенные на год, почему-то потратила за три месяца. И сейчас авиаперевозчик ставит перед фактом региональную власть, правительство будет вынуждено идти на поводу и искать деньги», – отметил Коптеев.
Он уверен, что правительство региона сумеет решить вопрос с возобновлением авиаперевозок, потому что речь идет о социально значимых маршрутах, а приостановка полетов может негативно сказаться на имидже краевых властей.