Отставка Медведева и новое правительство: чего ожидать от грядущих изменений?


С одной стороны, отставка Дмитрия Медведева ожидалась давно. Периодически появлялись вбросы об этом. Но конкретно накануне послания каких-то ожиданий не было. Не было вбросов, утечек и так далее. Видимо, решение было принято и обсуждалось крайне узким кругом людей.

Конечно, определенное влияние Медведева сохранится, хотя оно и не будет столь высоким, как было до вчерашнего дня. Вопрос в том, какой его роль видит президент в начинающемся процессе трансфера. Мы можем только предполагать. Учитывая, что Дмитрий Медведев всегда был доверенным лицом главы государства, возможно, на него ляжет какая-то важная функция в процессе предстоящих политических реформ.

Я думаю, немалая часть членов правительства сохранит должности, но я бы не стал сейчас гадать. Учитывая, как прошла отставка (в обстановке строжайшей секретности), скорее всего, полная конфигурация нового кабинета министров есть только у президента.

Вероятность, что кто-то из губернаторов перейдет на работу в правительство, конечно, есть. Это обычная практика, достаточно вспомнить недавний опыт с министрами Дмитрием Кобылкиным и Владимиром Якушевым. Принцип отбора несложный: это должны быть эффективные современные управленцы с сильной командой, на которую можно оставить регион.

Михаил Мишустин считается эффективным и жестким руководителем с современным мышлением. С 2014 по 2018 год налоговые поступления в бюджет в реальном выражении выросли почти на 40 %, притом что экономика – всего на 2,4 %. По сути, это результат работы ФНС, внедрения новых методов работы, новых информационных систем, жесткого контроля за налогоплательщиками. То есть в качестве руководителя Мишустин эффективен.

Другой вопрос, что правительство – это более сложная структура. Нужно будет искать баланс интересов и при этом выполнять поставленные главой государства задачи. Это требует гибкости и жесткости одновременно.

Я бы не стал пока рассматривать Мишустина как преемника. Во-первых, это настолько очевидно, что новый премьер автоматически превращается в мишень для атак со стороны части элиты. Во-вторых, учитывая сложность обозначенных вчера в послании задач, при их исполнении политический имидж проще потерять, чем нарастить. В такой ситуации выставлять потенциального преемника на должность премьера довольно рискованно.

Главные задачи, которые будут стоять перед правительством, были обозначены вчера в послании президента. Я бы выделил четыре блока.

  1. Национальные проекты. Они должны наконец заработать.
  2. Расширение социальной поддержки.
  3. Политические реформы. Тут важен и этап подготовки, поиска оптимальной конструкции, и этап реализации, чтобы бюрократическая система не пошла вразнос.
  4. Экономический рост. Люди устали от стагнации. Вчера глава государства поставил очень жесткую задачу – достичь в 2021 году темпов роста выше мировых. Ее решение потребует, мягко говоря, нетривиальных усилий.
bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: