Открытие Гагарина: замечания перевозчиков, реакция собственников и перспективы аэропорта


СМИ сообщают, что ряд авиакомпаний сокращают количество рейсов в новый аэропорт Саратова – Гагарин – и жалуются на высокие тарифы этого аэродрома. А гендиректор «Победы» Андрей Калмыков выразил обеспокоенность тем, что Гагарин может принимать рейсы только в идеальных погодных условиях. Представители аэропорта и Росавиации уже выступили с официальными комментариями по этому поводу. Эксперты не исключают, что собственник новой воздушной гавани – «Аэропорты регионов» – все же пойдет навстречу авиакомпаниям и пересмотрит тарифную политику. При этом собеседники «РК» полагают, что у аэропорта есть шансы за несколько лет увеличить на треть количество обслуживаемых пассажиров. Подробности – в нашем обзоре.

Меньше или больше?

20 августа газета «Ведомости» сообщила, что «Аэрофлот» и S7 Airlines прекратили продажу билетов на рейсы в Саратов с 27 октября. Последний рейс Rusline в Саратов назначен на 13 сентября, отмечает издание.

Старый аэропорт Центральный с 21 августа закрыт.

Как пояснил изданию представитель «Аэрофлота», компания сохранит рейсы в новый саратовский аэропорт Гагарин в зимнем расписании. Из-за смены аэропорта «Аэрофлот» еще не успел загрузить в систему бронирования выставляемые в Гагарин емкости.

Как отмечают журналисты, ранее компания совершала шесть рейсов на Sukhoi SuperJet 100 вместимостью 87 пассажиров, а теперь рейсов будет два – на Airbus A320 вместимостью 158 пассажиров (с сентября рейсы будут выполнять и на Airbus, и на Sukhoi SuperJet). Емкость перевозок авиакомпании в Саратов снизилась с 522 пассажиров до 316 пассажиров в день.

В Rusline изданию не ответили, в S7 рассказали, что в сентябре сокращают количество рейсов в Саратов, а с зимнего расписания продажи закрываются вовсе. Это связано с высокими в сравнении с Центральным тарифами в Гагарине.

Так, до конца 2019 года максимальный сбор за взлет-посадку для российских авиакомпаний будет на уровне 1010 рублей за тонну максимальной взлетной массы (МВМ) воздушного судна, за обеспечение авиационной безопасности – 921 рубль за тонну МВМ. Сбор за предоставление аэровокзала на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) составит 155 рублей на одного пассажира, на международных (МВЛ) – 224 рубля. Тариф на обслуживание одного пассажира на ВВЛ – 415 рублей, на МВЛ – 599 рублей.

Для сравнения: в аэропорту Центральный сбор за взлет-посадку составлял 305 рублей за тонну МВМ, за обеспечение авиационной безопасности – 315 рублей, а тариф на пользование аэровокзальным комплексом в старом аэропорту был 33 рубля с пассажира любого рейса.

Как заявил ТАСС гендиректор «Аэропортов регионов» (управляющая компания Гагарина) Евгений Чудновский, с открытием нового аэропорта авиакомпании вместо того, чтобы часто летать на самолетах малой вместимости, могут перевезти большее количество пассажиров на воздушных судах типа Airbus A320 или Boeing 737, выполнив меньше рейсов.

«С приходом авиакомпании «Победа» в Саратов и с учетом открытия в октябре ее второго рейса в Москву провозная емкость рейсов на столичном направлении вырастет на 20 %. Кроме того, «Победа» запросила слоты на Санкт-Петербург. Использование более вместительных самолетов снижает себестоимость рейсов на 30 %. Представитель S7 заявил, что для них обслуживание стало дешевле на 10 % при использовании в Саратове новых типов самолетов. Это открывает возможности для ценовой конкуренции. Таким образом, новый аэропорт выполнит ту функцию, для которой он построен: даст рост пассажиропотока и расширение маршрутной сети», – подчеркнул Чудновский.

Между тем, как сообщает Интерфакс, в авиакомпании «Победа» выразили обеспокоенность тем, что новый саратовский аэродром сертифицирован по первой категории Международной организации гражданской авиации (ICAO), то есть его светосигнальное оборудование позволяет принимать рейсы только в идеальных погодных условиях.

«Сейчас XXI век – такой аэропорт должен иметь как минимум вторую категорию», – заявил гендиректор «Победы» Андрей Калмыков, добавив, что при тумане самолеты будут вынуждены уходить на запасные аэродромы.

В ответ глава Росавиации Александр Нерадько заверил, что в бюджете предусмотрено финансирование на доведение Гагарина до второй, а если потребуется, то и до третьей категории. По его словам, вторая категория будет присвоена аэродрому летом 2020 года.

«Фрики» и имиджевый эффект

Депутат Госдумы от Саратовской области Николай Панков в своем Telegram-канале «Пара слов» пишет, что вторая категория ICAO, которую Гагарин получит в следующем году, в стране есть всего у десятка аэропортов.

«По новому аэропорту уже идет экспертиза проекта по установке оборудования второй категории. Финансовые вопросы решены», – отметил Панков, а также добавил, что на старом аэродроме такая задача «не ставилась вообще».

«Посчитать, сколько часов пассажиры прождали на чемоданах, в малейший туман не сумев добраться до места назначения. А иногда даже тумана не было, а рейсы отменяли. Это годы, потраченные впустую. Возможно, из-за жадности или равнодушия собственников к проблемам людей. Сам сколько раз не мог улететь вовремя на пленарную неделю», – посетовал парламентарий, а тех, кто «зацепился» за обсуждение категории безопасности нового аэропорта, назвал «фриками».

Канал «Саратовский политолог» между тем обращает внимание на скандал с плиткой в новом аэропорту. ИА «Свободные новости» опубликовало фотографии кафельной плитки с изображением лица Юрия Гагарина и сообщило, что такую плитку в новом аэропорту уложили на полу и стенах в туалете VIP-зала. Представители аэродрома опровергли эту информацию.

«Была или не была плитка, уже не важно, сама ситуация раздулась уже до федеральных СМИ. Это плохо сказывается на имидже области. Открытие аэропорта было редкой позитивной новостью о нашем регионе. Однако и она была перебита негативом. Из первого космонавта пытаются сделать символ Саратова, но пока не сильно получается. Есть аэропорт с плиткой, а, например, место приземления до сих пор пустынно, хотя должно было стать туристической Меккой», – рассуждает автор.

Однако канал «Театр взрослого зрителя» отмечает, что в связи с мероприятиями по открытию нового аэропорта котировки губернатора Саратовской области Валерия Радаева продолжают показывать положительную динамику.

«Ряд конфузов (туалетная плитка с Гагариным, заявление гендиректора «Победы» о непригодности аэропорта к приему судов при неблагоприятных метеоусловиях), связанных с введением в эксплуатацию объекта, не смогли повлиять на общий положительный информационный фон от этого события, хотя отчасти подпортили хорошее настроение и местным властям, и менеджменту «Аэропортов регионов». Сумеет ли команда Валерия Радаева сохранить благоприятный событийный тренд после завершения торжеств – большой вопрос», – резюмируют авторы.

Цены и спрос

Собеседники «РК» между тем не исключают, что собственник нового саратовского аэропорта может пойти навстречу авиакомпаниям и снизить сборы, иначе цены на билеты вырастут, а спрос в этом городе и так не очень высок.

«Есть два фактора, которые влияют на привлекательность аэропортов для авиакомпаний: наличие устойчивого и платежеспособного трафика и условия, которые предлагает аэропорт. Насколько нам известно, в саратовском Гагарине аэропортовские сборы в 2,5–2,7 раза выше, чем в других аэропортах, к тому же трафик слабый. Поэтому авиакомпании, которые будут летать в Саратов, поднимут цены на билеты, чтобы эти затраты оправдать», – анализирует ситуацию генеральный директор Infomost, авиационный инженер Борис Рыбак.

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев между тем отмечает, что выросшие затраты на обслуживание самолетов в новом аэропорту авиакомпании могли бы нивелировать за счет перехода на самолеты большей вместимости.

«Если раньше авиакомпания Rusline летала на 50-местных самолетах CRJ, а теперь авиакомпания «Победа» выставляет в продажу 189 кресел на самолет Boeing 737-800, то получается, что фактически одним рейсом «Победы» авиакомпания закрывает примерно такой же спрос, как и Rusline на четырех рейсах. Подобная ситуация может быть с другими перевозчиками. Например, авиакомпания «Сибирь» (бренд S7 Airlines) летала на 78-местных самолетах Embraer 170, «Аэрофлот» – на 98-местных Superjet, и переход на самолеты большей вместимости для S7 Airlines мог бы несколько нивелировать потери, связанные с ростом стоимости обслуживания. Когда используются самолеты большей вместимости, расходы в пересчете на одного пассажира сокращаются», – говорит Пантелеев.

Он также подчеркивает, что в Саратов пришла компания «Победа», известная достаточно агрессивной ценовой политикой, поэтому другие перевозчики пока заняли выжидательную позицию.

«Когда они («Победа») только открывают продажи, да еще и с ценником 499 рублей, часть клиентов они сразу отбирают у уже действующих перевозчиков. И тем, конечно, нужно принимать решение: то ли самим снижать цены и рисковать тем, что они уйдут в убыток, то ли переориентироваться на какие-то другие направления», – констатирует Пантелеев.

Кроме того, собеседник «РК» полагает, что у нового саратовского аэропорта есть все шансы максимум за пару лет на треть увеличить количество обслуживаемых пассажиров. «Полагаю, что действительно хорошая динамика по увеличению количества пассажиров будет наблюдаться в первую очередь в весенне-летнем сезоне будущего года, когда Саратов запланирует чартерные перевозки, и не исключаю, что регулярные перевозчики на линию Москва – Саратов более активно будут возвращаться к летнему сезону», – прогнозирует Пантелеев.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: