Правительство РФ добавило новые основания для пересмотра условий концессионных соглашений в сферах тепло- и водоснабжения. Изменить условия концессии можно при повышении ключевой ставки ЦБ на два процентных пункта и более после заключения договора, а также если состояние переданных объектов оказалось хуже, чем предполагалось. Почему власти пошли на такие меры и не станут ли позиции регионов во взаимодействии с концессионерами более уязвимыми, расскажем в сюжете.
Больше оснований для изменения концессий
Оснований для изменения условий концессионных соглашений в сфере тепло- и водоснабжения станет больше. Правительство утвердило соответствующее постановление.
Сейчас среди оснований обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению договора, а также принятие нормативных правовых актов, приводящее к тому, что стороны оказываются неспособными выполнить обязательства, или к ухудшению положения концессионера.
Список дополнили новыми пунктами. Концессии могут корректироваться, если ключевая ставка ЦБ выросла на два процентных пункта и более по сравнению со ставкой, действовавшей на момент заключения соглашения. Также изменить условия можно, если в ходе технического обследования объекта, переданного инвестору, выяснилось, что показатели его надежности и энергоэффективности не соответствуют указанным в соглашении, то есть оказались хуже, чем предполагалось изначально.
Федеральная антимонопольная служба объясняет, что эти изменения направлены на увеличение инвестиционной привлекательности концессий и адаптацию их к изменяющимся экономическим условиям, а также на снижение рисков и улучшение финансового положения концессионеров.
Напомним, что в конце февраля президент РФ Владимир Путин подписал закон, который ужесточает требования к компаниям, намеренных участвовать в концессиях в жилищно-коммунальной сфере. Так, потенциальным концессионерам придется доказать, что у них есть опыт эксплуатации коммунальной инфраструктуры не менее двух или трех лет в зависимости от численности жителей населенных пунктов. Закон также обязывает концессионера разработать и направить в уполномоченный орган субъекта РФ проект своей инвестиционной программы.
Справедливые условия
Расширение перечня оснований для пересмотра условий концессий в сфере тепло- и водоснабжения – справедливое решение, считает депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. По ее словам, определенные реверансы в сторону бизнеса необходимы, поскольку инвесторы не стремятся идти в сферу ЖКХ.
«Если мы говорим о концессиях в ЖКХ, потому что у нас во многих случаях инвестиции, к сожалению, не окупаются. Например, когда-то Ассоциация водоканалов считала, сколько нужно лет, чтобы окупились инвестиции, предположим, в водоканал города Щекино при нынешних тарифах на воду. Оказалось, что потребуется 150 лет. Конечно, при таких условиях бизнес не идет в эту сферу, поэтому правительство принимает решения для того, чтобы даже не поощрить и поддержать бизнес, который вкладывается в сферу ЖКХ, а создать для него справедливые условия работы», – говорит Разворотнева.
Неурегулированных моментов в сфере государственно-частного партнерства остается достаточно много, главный идеологически сложный момент в том, что государство пока не всегда готово идти на определение своих обязательств в долгосрочном плане, говорит директор Центра региональной политики РАНХиГС, директор Института реформирования общественных финансов, автор Telegram-канала Klimanov.ru и доктор экономических наук Владимир Климанов.
«Обязательства, которые закладываются в разного рода соглашениях или документах, связанных с государственно-частным партнерством, и выходят за пределы среднесрочного плана, утверждаемого в бюджете на ближайшую трехлетку, остаются подвешенными в силу того, что формального закрепления этих средств на долгосрочный период не происходит. Государство так или иначе может свои обязательства если не поменять, то каким-то образом откорректировать», – поясняет эксперт.
Он отмечает, что процедура расторжения концессий тоже пока носит неурегулированный характер.
«Мы знаем, что иногда подобные соглашения отменялись и расторгались в силу изменения руководства конкретного региона. И такая практика тоже не дает оснований для позитивного развития в этом вопросе», – резюмировал эксперт.