Мечта губернаторов: главам регионов позволят назначать врио мэров

/

Губернаторы могут получить возможность назначать врио глав муниципалитетов, если мэра не изберут в ходе конкурса или если его полномочия будут прекращены досрочно. Такую поправку в законопроект об МСУ внес один из его авторов, депутат Госдумы Павел Крашенинников. По мнению экспертов, такая возможность – это давняя мечта глав регионов, но она не столь положительна, как кажется на первый взгляд. Какие риски для губернаторов несет поправка и справятся ли они с таким вызовом – в обзоре РК.

Новые поправки

Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников внес 12 поправок к проекту закона о местном самоуправлении. Всего поступило почти 50 поправок, часть из которых носят, скорее, редакционный характер, сообщается на сайте Госдумы.

«Речь идет о доработке предложенных ранее формулировок на основании поступивших отзывов, но, конечно, есть и сутевые поправки», – прокомментировал Павел Крашенинников.

Несколько поправок касается главы муниципального образования. Так, например, чтобы избежать кризисных ситуаций, если кандидат на должность мэра не наберет необходимого числа голосов, глава региона в течение 10 дней может назначить временно исполняющего обязанности главы города из депутатов. Срок полномочий врио будет заканчиваться в день избрания главы города и его вступления в должность.

Кроме того, врио мэра может быть назначен главой региона и в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципалитета или его временного отстранения от должности.

Как отмечает «Российская газета» поправки учитывают и ситуацию, при которой досрочно прекращаются полномочия не только мэра, но и всех депутатов. В таком случае губернатор назначает врио главы из числа лиц, которые не ограничены в своем пассивном избирательном праве.

Еще одна поправка, разработанная на основании предложений, которые поступили из регионов, касается предоставления возможности объединять муниципальные округа.

«В настоящее время законопроект предусматривает возможность объединения между собой городских округов либо городского и муниципального округа. Поправки позволят усовершенствовать процедуры преобразования муниципалитетов», – говорится на сайте Госдумы.

Переходный период предложено продлить до 1 марта 2028 года. До окончания этого срока регионам нужно принять законы, которыми должны быть урегулированы вопросы территориальной организации местного самоуправления. Чтобы обеспечить единовременность применения норм, сроки полномочий глав районов и поселений, а также депутатов могут быть продлены, но не более чем на два года.

Второе чтение законопроекта запланировано на 16 марта.

Напомним, проект закона об МСУ внесли в декабре в Госдуму глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников. Авторы в том числе предлагают упразднить сельские и городские поселения и перейти на одноуровневую систему МСУ. Губернаторам предлагается дать возможность отправлять глав муниципалитетов в отставку из-за «систематического недостижения показателей эффективности деятельности органов МСУ», а также выдвигать кандидатов в мэры. Кроме того, для всех должностных лиц местного самоуправления предложено ввести единый срок полномочий – пять лет.

Повышение ответственности 

Авторы Telegram-канала «Тайны ленинградского двора» напоминают, что реформа МСУ уже прошла в Удмуртии. Там в результате отказа от поселений удалось сократить число глав и депутатов в 10 раз.

Заявление властей Свердловской области, которые сообщили о готовности стать пилотной площадкой для реформы, блогеры называют пиаром.

«Все региональные законы после принятия ФЗ будут приведены в соответствие с ним. Но лучше начать заранее, чем потом действовать впопыхах», – добавляют авторы.

Они также рассказывают, что жители некоторых поселений выступают против преобразований, чем активно пользуется оппозиция. Так, например, в Вологодской области жители Опокского поселения собрали уже 400 подписей против реформы.

В то же время канал приводит мнение депутата Заксобрания Ленинградской области Олега Петрова, по убеждению которого, если муниципалитет первого уровня не может самостоятельно профинансировать решение местных вопросов, в его необходимости действительно возникают сомнения.

Авторы «Землянки» считают, что предложенные поправки, как и изначальный проект закона, сосредоточивают властные полномочия и ответственность за состояние дел на местах у глав регионов и их администраций.

«Помимо плюсов, которые возникнут у губернаторов в связи с появлением дополнительных рычагов воздействия на муниципалитеты, это значительно повысит и их ответственность перед населением, поскольку оно перестанет воспринимать местные власти как независимые от глав регионов», – подчеркивают блогеры.

Факт расширения губернаторских полномочий и усиления вертикали власти отмечают и авторы «КомиАССР». Они также обращают внимание на то, что ответственность теперь будет лежать только на главах регионов и перевести стрелки отныне в случае неудач будет не на кого.

Авторы канала «Кольские колики» полагают, что назначение врио главы муниципалитета – это очень удобная функция для губернатора и повод для ликования. Например, для мурманского губернатора эта поправка дает маленькую, но все же надежду на успех в ситуации с выборами мэра в столице региона.

«Как мы знаем, у Чибиса даже со второго раза не получилось продвинуть своего кандидата на пост главы администрации Мурманска. Да что там, он даже не может и. о. своего поставить. Но пока Андрей Владимирович будет пытаться проталкивать своего главу, к этому времени уже и закон примут. И тогда все проблемы решатся. Ведь контролировать областной центр ему ой как хочется, а полномочия сделать этого не позволяют. А после принятия закона выдвинуть своего человека и добавить приставку «и. о.» не составит большого труда», – подмечают блогеры.

Проблемы для губернаторов 

Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский считает, что внесенная поправка о назначении врио мэра может сыграть как положительную, так и отрицательную роль.

«Потенциальная положительная роль заключается в более жестком контроле за муниципальными образованиями. Для губернаторов это дополнительный управленческий рычаг. Отрицательная сторона заключается в том, что и вся ответственность, и вся кадровая политика и поиск кадров для этих позиций лягут на губернатора. То есть за все ошибки, просчеты и слабые решения мэров отвечать в итоге будет губернатор», – комментирует Еловский.

Эксперт допускает, что большинство губернаторов могут не справиться с таким вызовом. На местах могут возникнуть конфликты, из-за которых будет падать рейтинг губернатора, а за ним, соответственно, и рейтинг всей вертикали.

Кроме того, по мнению Еловского, есть и технический вопрос – поиск компетентного мэра. Это непростая задача, потому что в регионах нет нужного количества руководителей необходимого профиля.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев рассказывает, что при принятии закона осуществится мечта губернаторов, так как они всегда хотели иметь по отношению к главам районов такие же права, какие имеет президент по отношению к главам регионов.

Журавлев замечает, что, скорее всего, губернатор будет назначать врио не местного человека, а кого-то из своего аппарата.

«Если бы на районном уровне было много средств, то это вообще был бы плюс. Но так как денег меньше, чем задач, концентрируя своих людей там, где заведомо недостаточные ресурсы, губернатор создает себе кучу проблем. У губернаторов регионов среднего уровня возникнет вопрос, где брать деньги на выполнение задач. Я это называю проблемой золотого петушка, проблемой царя Додона», – подытоживает эксперт.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: