Ленинградская область готова предоставить площадку для новой судоверфи: преимущества региона
Председатель совета директоров ОСК Андрей Костин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным заявил о необходимости строительства двух новых верфей – в Северо-Западном федеральном округе и на Дальнем Востоке. В правительстве Ленинградской области в тот же день сообщили, что приветствуют намерение ОСК построить новую судоверфь в СЗФО и готовы заняться подбором площадок. Реализация проекта в 47-м регионе обойдется дешевле, нежели в Санкт-Петербурге, считают эксперты РК. Самому региону, по их мнению, строительство верфи тоже принесет немало пользы: усиление инвестиционной привлекательности, новые рабочие места и гарантированную оплату труда.
Новые проекты
Ленинградская область готова вместе с Объединенной судостроительной компанией (ОСК) заняться подбором площадок для строительства судостроительной верфи в Северо-Западном федеральном округе. Об этом сообщил заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов.
Ранее на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным глава ВТБ и председатель совета директоров ОСК Андрей Костин заявил о нехватке мощностей и технологий у корпорации для выполнения заказов по строительству сухогрузов и танкеров, рыболовецких судов, краболовов и пассажирских судов «река – море». В связи с этим он предложил не только серьезно модернизировать отрасль, но и построить новые предприятия.
«Мы видим, по крайней мере, две новые верфи. Одна – в Северо-Западном регионе, где-то в районе Питера, в Ленинградской области. Вторая – на Дальнем Востоке», – цитирует Костина Kremlin.ru.
ОСК – крупнейший судостроительный холдинг России, созданный в 2007 году по указу Владимира Путина. В корпорацию входит около 40 предприятий и организаций отрасли: основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро. В ОСК входит и ПАО «Выборгский судостроительный завод».
В августе 2023 года президент поддержал передачу 100% акций компаний в доверительное управление ВТБ для решения проблем, требующих особого внимания, и финансового оздоровления компании. Уже в сентябре Костин в интервью РБК рассказал об «огромной финансовой дыре» в ОСК и заметил, что особенно много проблем касается зоны гражданского судостроения. Это в том числе техническое отставание. После назначения Костин посетил ряд предприятий, в том числе верфи в Санкт-Петербурге, и рассказал, что там используются устаревшие станки 1932 года.
Все в выигрыше
Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Ленинградской области Александр Телегин считает, что для строительства судоверфи удобнее и выгоднее выбрать площадку именно в Ленинградской области, а не в Санкт-Петербурге. По его словам, глубина Финского залива позволит реализовать там проект с меньшими затратами, в Петербурге же проект будет стоить гораздо дороже.
Телегин подмечает, что Ленинградская область заинтересована в реализации такого проекта, так как это усилит инвестиционную привлекательность региона. С этим и связана оперативная реакция властей на заявление Костина.
«Губернатор Александр Дрозденко смотрит за горизонт, просчитывает на несколько шагов вперед. То, что власти Ленинградской области сразу проявили активность в данном вопросе, – это как раз само собой разумеющееся для региона. Здесь не сидят и не ждут, когда что-то хорошее само придет в область. Подтверждение можно увидеть не только в развитии портовой инфраструктуры, но и практически по всем направлениям, касающимся привлечения инвестиций, развития технологических производственных площадок и так далее. В этом плане у нас никто не сидит на месте, на всех уровнях ведется работа», – уверяет эксперт.
Кроме того, рассказывает Телегин, судоходная отрасль региона в последние годы очень активно развивается: наращиваются портовые мощности, планируется нарастить объемы морского транзита. И в связи с этим встает вопрос обслуживания, ремонта судов, а с появлением верфи станет проще обслуживать в том числе собственную инфраструктуру.
Доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург Линда Рыжих отмечает, что строительство верфи – это создание новых производственных площадок, кластеров, сопутствующей инфраструктуры. А все это, в свою очередь, поспособствует привлечению больших человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому, безусловно, Ленинградская область заинтересована в получении проекта.
«Это, несомненно, приведет к оптимизации ключевых социально-экономических показателей развития региона: рабочие места, гарантированная оплата труда, улучшение социального статуса», – подчеркивает Рыжих.