1,3 млрд рублей будет выделено из резервного фонда правительства РФ для субсидирования морских перевозок в Калининградскую область. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Между тем в августе заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков говорил, что общий объем субсидирования паромных перевозок в регион может составить 4 млрд рублей. Собеседники РК полагают, что одобренной федеральным кабмином суммы может хватить до конца года, но далее региону потребуются новые финансовые вливания. Подробности – в сюжете.
Особые меры
Правительство России субсидирует морские перевозки в Калининградскую область, столкнувшуюся с ограничениями на транзит грузов из других регионов страны. По распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина, 1,3 млрд рублей будет выделено из резервного фонда правительства РФ. Деньги будут направлены Росморречфлоту, который, в свою очередь, распределит субсидии между морскими грузоперевозчиками.
«Рассчитываем, что по льготному тарифу суммарно в обе стороны до конца декабря будет перевезено около 900 тыс. т грузов. Речь в том числе идет о нефти и нефтепродуктах, угле, цементе, торфе, строительном кирпиче, а также автомобилях и мебели», – заявил Мишутин на заседании правительства 15 сентября.
Между тем в августе заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков говорил, что общий объем субсидирования паромных перевозок в регион может составить 4 млрд рублей.
14 сентября в самом западном российском регионе сообщили, что установленные Литвой квоты на железнодорожный транзит заканчиваются. Представитель Территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Ирина Юматова отметила, что до конца года осталось перевезти 41 тыс. т цемента. По данным министра развития инфраструктуры Калининградской области Евгении Кукушкиной, квота предусматривает ввоз 70 тыс. т цемента до конца года.
15 сентября губернатор Антон Алиханов анонсировал выход на морскую линию Усть-Луга – Балтийск двух новых паромов, рассчитанных на перевозку больших объемов груза и транспорта. Таким образом, Калининградская область получит для своего снабжения 9-й и 10-й паромы. Регион ведет переговоры и о поставке восьми сухогрузов. По словам Алиханова, на них можно рассчитывать в октябре – начале ноября.
Кроме того, Калининградская область получит 5,5 млрд рублей на поддержку инвестиционных проектов и создание новых рабочих мест. Об этом объявил 12 сентября глава правительства Михаил Мишустин.
Задача для Алиханова
Член президиума Общественного совета при Законодательном собрании Калининградской области Алексей Елаев считает, что до конца года региону может хватить выделенной суммы компенсации паромных перевозок.
«Вопрос в компенсации не всей стоимости транзита, а разницы между затратами на морской путь и обычным тарифом железной дороги. Кроме того, надо учитывать, что субсидироваться должен не весь товарооборот, а только санкционные товары. Так что фактически выгода калининградских предприятий будет состоять в сниженной стоимости перевозок, что позволит сократить затраты в товаропроводящей цепочке и частично выправить конкурентоспособность производств. Может быть, если учитывать, что до конца года осталось всего четыре месяца, суммы 1,3 млрд рублей по сравнению с заявленными 4 млрд будет вполне достаточно», – сказал Елаев.
Политолог Дмитрий Евсюткин придерживается иного мнения. Он убежден, что выделенная сумма не позволит существенно снизить стоимость морских грузоперевозок в Калининградскую область.
«Остается ждать осеннего принятия федерального бюджета и срочно формировать аргументированные заявки на транши и субсидии», – отметил Евсюткин.
По его мнению, уровня лоббизма Алиханова не хватает для получения необходимых средств Калининградской области.
Евсюткин сомневается, что в создавшихся условиях правительство Калининградской области сможет эффективно распорядиться выделенными миллиардами на поддержку инвестпроектов и создание новых рабочих мест.
«Модель развития региона складывалась из двух составляющих. Первая – из импортного сырья и комплектующих производилась продукция, которая поставлялась на основную территорию России, вторая – из добываемого в регионе сырья и производимой продукции шли поставки на экспорт, в Европу или Азию. Эта модель не работает, и никаких рабочих мест создано не будет», – дает пессимистичный прогноз Евсюткин.