Кнутом и пряником: как в регионах пытаются стимулировать вакцинацию
Обязательной вакцинации в России не будет, в очередной раз заявил президент РФ Владимир Путин. Глава государства подчеркнул, что граждане должны сами осознать необходимость прививки от коронавируса. Власти в регионах тем временем пытаются стимулировать вакцинацию различными способами: от подарков и бонусов до угроз. К каким результатам могут привести подобные меры – разбираемся в обзоре РК.
От убеждения до принуждения
На этой неделе в медиапространстве разгорелась дискуссия о возможном введении обязательной вакцинации в стране. Одним из поводов стал скандал в Якутии, где власти сначала объявили о принудительной вакцинации, а потом отказались от своих слов. Точки над «I» расставил президент страны Владимир Путин. 26 мая он вновь заявил, что в России нельзя вводить обязательную вакцинацию.
«Граждане должны сами осознать эту необходимость, понять, что если они не сделают прививку, то могут столкнуться с очень серьезной и даже смертельной опасностью, особенно это касается людей старших возрастов», — цитирует президента пресс-служба Кремля.
Вакцинация в России продвигается медленно. Власти в регионах пытаются различными способами стимулировать процесс. Так, пенсионерам из Хабаровского края за прививку выдавали десяток яиц. Призы выделили птицефабрики Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, сообщает «Газета.Ru». В Москве с 27 апреля по 1 июля проходит программа «Миллион призов» #ПобедимCOVIDвместе». За вакцинацию пожилые москвичи получают подарочную карту номиналом 1 тысяча рублей или призовые баллы, которые можно потратить до 31 декабря 2021 года в партнерских магазинах, аптеках и кафе. Кроме того, мэр Москвы Сергей Собянин предложил предпринимателям столицы создавать в ресторанах «зоны, свободные от коронавируса», где могли бы находиться вакцинированные горожане.
Пожилым жителям Магаданской области, привившимся от коронавируса, выдадут 1 тысячу рублей. 2 тысячи после вакцинации смогут получить чукотские пенсионеры.
В Тульской области министр промышленности и торговли региона Вячеслав Романов предложил сотрудникам, прошедшим вакцинацию, выделять выходной, а также выдавать талоны на бесплатные обеды в заводских столовых. При этом уже сейчас жители, которые сделали прививку от коронавируса, могут бесплатно попасть на концерты, спектакли, выставки, а также матчи футбольного клуба «Арсенал».
Жесткий подход предложил глава Чечни Рамзан Кадыров. В республике планируется создать комиссии в каждом районе для разъяснительной работы, связанной с вакцинацией от коронавируса. Если после беседы граждане откажутся от прививки, медицинская помощь в случае заражения им будет предоставляться в последнюю очередь. «Врач, имам, участковый на все вопросы зараз ответят. Если и тогда он не согласен, то последним получит лечение. Пусть почувствует, что значит нехватка кислорода», — заявил Кадыров на заседании оперативного штаба по борьбе с коронавирусом (цитата по РИА Новости).
Еще один вариант стимулирования вакцинации внедряют в Ульяновской области. Telegram-канал «Землянка» рассказывает, что по решению врио губернатора Алексея Русских невакцинированные и при этом не переболевшие COVID-19 сотрудники организаций региона должны переводиться удаленку.
«Конечно, иногда удаленный режим и удобен, особенно когда речь идет о частичной занятости, но сидеть в четырех стенах и не иметь возможности очно общаться с коллегами хотят не все. А в некоторых случаях (госслужба, общественное питание, работа с клиентами — физическими лицами в банках и т. п.) удаленка и вовсе невозможна. Кроме того, и работодатели не захотят возиться с бюрократией и отправлять проверяющим органам списки сотрудников на удаленке, как это было осенью в Москве. Так что они просто заставят сотрудников пройти вакцинацию», — делают вывод авторы.
Причины недоверия
Telegram-канал «Мастер пера» опасается, что попытки властей стимулировать вакцинацию могут привести к росту напряжения в обществе.
«Вопрос разделения граждан на вакцинированных и обходящихся без прививки куда сложнее и чреват множеством нежелательных социальных последствий. Тем более что сейчас в стране такая непростая ситуация, которая требует ответственных и осторожных инициатив в тех вопросах, которые могут спровоцировать общественные конфликты», — предупреждают авторы.
Канал «Алехин. Telega власти» считает, что власти на местах неумело используют социальные технологии, чтобы повысить доверие граждан к вакцинации. При этом чиновники пытаются избегать критики и снижения рейтингов власти в преддверии выборов.
«С населением не велась работа. Билборды со странной рекламой, которая не мотивирует на действия, а также редкие новости о том, что вакцинировался кто-то из власти, не приводят к существенному росту вакцинации. Попытки начать принуждать к вакцинации бюджетников вызывают их раздражение и попытки купить сертификат без получения вакцины», — заявляют авторы.
Аналогичной точки зрения придерживается канал «Медицинская Россия». Авторы связывают низкие темпы вакцинации в России с провалами информационной политики по коронавируснуй тематике.
«Почти за полтора года пандемии власти (как федеральные, так и местные) не смогли изобрести информационное решение, которое бы сгладило один логический пробел. Сначала нужно было как-то демонстрировать победу над коронавирусом, наряду с запугиванием населения, чтобы закрыть всех по домам. А теперь — тезисы об отступающем COVID-19 совокупить с пропагандой обязательной вакцинации. С одной стороны, уставшее от коронавирусного психоза население слышит от чиновников разного уровня, что страна побеждает пандемию, а с другой — видит агрессивную рекламу вакцинации», — отмечает канал.
Эти противоречия, полагают авторы, в итоге и привели к массовому недоверию граждан к прививочной кампании от коронавируса.
Объяснять и не гоняться за цифрами
Политолог, автор Telegram-канала «Политджойстик» Марат Баширов считает, что неоднозначные региональные инициативы по наращиванию темпов вакцинации не были согласованы с федеральным центром. Так, например, произошло с Якутией, полагает собеседник РК.
Баширов уверен, что попытки заставить граждан сделать прививки не ускорят вакцинацию в России. Для этого нужны другие методы.
«В целом население хорошо относится к вакцинации, но для привлечения большего количества людей властям следует проводить активную разъяснительную работу, вместо того чтобы гоняться за цифрами. Для пропаганды вакцинации нужны неординарные решения, которые можно выработать только методом проб и ошибок. Однако в целом любые стимулирующие меры лучше, чем объявление обязательной вакцинации», — рассуждает собеседник РК.
По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, методы принуждения к вакцинации чаще используют в тех регионах, где качество управления оставляет желать лучшего. Однако подобные решения региональных чиновников только ослабляют доверие к прививочной кампании, констатирует политолог.
Он советует властям подумать над новыми стимулирующими мерами, которые могут заинтересовать граждан сделать прививку.
«Например, можно снять часть ограничений для прошедших вакцинацию или ввести для них скидки на авиабилеты. Это особенно важно сейчас, потому что летом все вакцинированные и невакцинированные будут купаться в одном море, что приведет к новой волне коронавируса», — замечает Журавлев. При этом он признает, что простимулировать людей сделать прививку достаточно сложно.