Страны Евросоюза закрыли воздушное пространство для российских самолетов. Калининград, отрезанный от остальной части страны, остался без авиасообщения через страны Прибалтики. Жители региона опасаются, что окажутся в транспортной и экономической изоляции. Губернатор Антон Алиханов заверил население, что российский эксклав «готов к любым сценариям» и живет «в нормальном, обычном режиме». Как ситуацию оценивают эксперты, расскажем в сюжете.
«Готовы к любым сценариям»
Глава Калининградской области Антон Алиханов исключает авиационную блокаду региона. По словам губернатора, если Литва, Латвия и Эстония закрывают воздушное пространство, остается один коридор, на который никто не может повлиять.
«У нас есть маршрут, он используется, по международным водам через Балтийское море. Дорога до Москвы станет на час дольше, но это возможно, все авиакомпании к этому подготовлены и будут пользоваться этим маршрутом», – сообщил Алиханов жителям в своем видеообращении в Instagram.
Напомним, Евросоюз решил полностью закрыть свое воздушное пространство для самолетов России.
«Эти (российские) самолеты не смогут садиться, взлетать или пролетать над территорией ЕС», – цитирует ТАСС главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен.
Жители Калининградской области, окруженной странами ЕС, все же беспокоятся, что могут оказаться в транспортной и экономической изоляции. В социальных сетях они рассказывают, что цены уже растут не только на авиабилеты, но и на все товары, доставка грузов задерживается на границах, в магазинах появляются очереди за продуктами.
Однако губернатор Антон Алиханов подчеркнул, что власти Калининградской области не видят проблем в обеспечении энергетической и продовольственной безопасности региона, так как по решению президента более 10 лет назад начались мероприятия по возможному существованию Калининградской области в режиме энергетического острова.
«Создана вся инфраструктура, за эти годы мы несколько раз тестировали эту систему. Мы живем и можем жить как в режиме, сопряженном с европейскими государствами, так и в режиме энергетического острова. Все специалисты обучены, мы к этому сценарию готовились», – приводит слова главы региона «Деловой Петербург».
По поводу возможных проблем с транзитом Алиханов заявил, что таможенники и пограничники работают в обычном режиме, но остаются сложности у перевозчиков на границе Литва – Белоруссия. Белорусские власти принимают дополнительные меры, чтобы ускорить и облегчить режим прохождения границы калининградским перевозчикам и они не стояли сутками на пунктах пропуска. Также он добавил, что у Калининградской области есть паромная переправа с Ленинградской областью, на днях заработает третий паром, а в течение года появится и четвертый.
«Мы готовы к любым сценариям, работаем над ними, живем в нормальном, обычном режиме. Готовы ко всему и с любыми сложностями справимся», – цитирует Алиханова «Октагон».
Говоря о продовольственной безопасности, калининградский губернатор заявил, что за годы импортозамещения регион по многим позициям вышел на почти полное самообеспечение, грузы продолжают доставляться и из других регионов России.
В Калининградской области нет транспортной блокады
Общий сосредоточенный настрой жителей Калининградской области позволяет рассчитывать на удержание ситуации в состоянии, далеком от паники или ажиотажа. Однако трудно предположить, сколько времени потребуется для адаптации региональных рынков Калининградской области, рассказывает заведующий кафедрой политологии и социологии БФУ им. Иммануила Канта Илья Тарасов.
«Понятно, что привычные цепочки товарных поставок будут обрываться быстрее, чем будут создаваться новые, но это преодолимо. Достигнутый уровень социально-экономической и политической стабильности региона позволяет купировать возникающие риски. Показателем ажиотажа является товарный дефицит. Его нет, а есть спекулятивные цены, что, конечно, беспокоит и власти, и граждан. Но это в большей мере компетенция федеральных властей. Задача региона – сохранить условия для нормальной работы местных предприятий и организаций».
По словам эксперта, транспортная доступность на короткой дистанции снизится, возрастут издержки, но у Калининградской области есть опыт в решении этой задачи совместно с федеральным центром, поэтому речи о транспортной блокаде региона не идет.
Последствия закрытия воздушного пространства для Калининграда будут совсем не такими, как для любого другого российского региона, уверен политтехнолог Алексей Высоцкий.
«Потери будут выше, сложностей, безусловно, будет больше. Но авиасообщение продолжается – по международным водам, через Балтийское море. Ни о какой блокаде речи не идет в принципе. Железнодорожный транзит идет, и, конечно, никто его не прервет – по той простой причине, что в этом случае последствия уже будут необратимыми. На это никто не пойдет. Сейчас обстановка в регионе абсолютно спокойная, слово «блокада» употреблять точно не стоит».