Власти Калининградской области разрабатывают способы доставки товаров в регион с «большой земли». Литва ограничила транзит грузов, и жители самой западной российской территории остались фактически в изоляции. Губернатор Антон Алиханов уже сообщил, что товары пойдут не сухопутным, а морским путем, однако эксперты РК настроены скептично. Они уверены, что калининградские власти упустили время, поскольку игнорировали опасность, а теперь налаживать поставки уже дорого и долго.
Грузы пустят вплавь
Калининградская область частично лишилась железнодорожного сообщения с остальными регионами России и Белоруссией. Литва с 18 июня прекратила транзит ряда товаров, остановлено движение почти половины грузов. Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что решение принято после консультаций с Еврокомиссией и под ее руководством, пишет «Коммерсантъ».
Пока российские власти пытаются дать оценку происходящему с правовой и внешнеполитической точек зрения и грозят ответными мерами, руководство Калининградской области ищет пути выхода из нарастающей блокады. По предварительным оценкам, под запрет к перевозке попали 40–50% номенклатуры грузов, которые перевозились между Калининградом и другими регионами.
«Раньше они пропускали в режиме транзита спокойно, потому что раньше калининградский транзит был в одном из санкционных пакетов в исключениях. Теперь якобы Европейская комиссия объяснила, что нет, на запрещенные ко ввозу в ЕС товары эти исключения не распространяются, и нас просто поставили перед фактом, что эти грузы не принимаются к перевозке», – рассказал губернатор Антон Алиханов в своем Telegram-канале.
По словам главы региона, под запретом цемент, металлы, важные для строительства и для производства, а также готовая продукция. Алиханов отметил, что новые суда для ряда товаров, попавших под запрет транзита, в течение недели выйдут на линию Усть-Луга – Балтийск, а паромный комплекс справится с тем, чтобы грузы принять и отправить.
«Мы к подобного рода гадостям от наших соседей готовились, у нас построен и введен в эксплуатацию новый паром, вместе с Минтрансом передислоцировали из других морей еще один сухогруз, который тоже курсирует на линии Усть-Луга – Балтийск. Чтобы перераспределить запрещенные к транзиту товары, нам могут понадобиться дополнительные суда, мы посчитали: максимальный объем – это семь дополнительных судов до конца года, они есть на Балтике, с некоторыми компаниями уже отработали», – цитирует губернатора «Вести Калининград».
Напомним, три с половиной месяца назад власти Калининградской области уже заверяли население, что российский эксклав готов «к любым сценариям». В конце февраля – начале марта Евросоюз закрыл воздушное пространство для российских самолетов – и Калининград остался без авиасообщения через страны Прибалтики. Антон Алиханов заявлял, что никакой транспортной и экономической блокады не будет, а с Ленинградской областью налажена паромная переправа. Об этом ранее писали «Региональные комментарии».
Перестраивать логистические цепочки – долго и дорого
Несмотря на все предупреждения и сигналы, власти Калининградской области оказались не готовы к форс-мажору, считает политолог Дмитрий Евсюткин.
«У них выборы сейчас, все остальное местную власть не интересует. Никто не знает, что они сейчас будут делать, потому что вариантов у них никаких нет. Мобилизационный режим нужно было установить в Калининградской области, в этом должны были задействовать все хозяйствующие субъекты этой области, от которых зависят благосостояние граждан и бизнес. Это не было сделано. Сейчас, даже если мы начнем перестраиваться, на это уйдет два-три месяца. А поставка сократится в два, а то и в три раза. Фактически завоз товаров в Калининградскую область прекратится. Единственное, голод нам не грозит, потому что продукты в нашу область привозиться будут».
По мнению эксперта, никакие оперативные меры по привлечению новых паромов сейчас не сработают, потому что один состав – это 80 вагонов, составы идут непрерывно, такой объем перевозок не восполнить ничем.
«Единственный вариант – это увеличить количество грузовых самолетов в Калининградскую область из дружественных стран (Турция, Египет, Армения) и положиться на мешочников, которые на себе вывезут Калининградскую область, как это было в 1990-х годах. Литва пошла на такой шаг по согласованному сценарию, понятно, кем это было согласовано. Фактически это объявление блокады Калининградской области».
Ведущий научный сотрудник Центра геополитических исследований Балтийского региона Илья Тарасов настроен более оптимистично, хоть и признает, что реализуется негативный для Калининграда сценарий.
«Сегодня ставка сделана на морские перевозки – это наиболее рациональное решение. Да, дорогое, да, сложное, требующее перестройки логистических цепочек, но в корне верное. В худшем варианте придется пойти на консервацию некоторых инфраструктурных проектов, не являющихся стратегическими, согласиться на сокращение номенклатуры поставок. Не столько с точки зрения сиюминутного эффекта, сколько с точки зрения социального и хозяйственного планирования стоило бы пойти на расширение преференций (возможно, на прямое или косвенное субсидирование) местных предприятий и производителей».