Федеральный бюджет: принципы поддержки регионов

/

Госдума одобрила федеральный бюджет на 2024–2026 годы. Все социальные обязательства будут выполнены, но при этом будут созданы и условия для развития страны. К третьему чтению увеличили расходы на соцполитику, дополнительные средства заложены на развитие здравоохранения, детский отдых, комплексное развитие сельских территорий. При распределении трансфертов регионам была учтена ситуация с доходами на местах, отмечают эксперты. Продолжится дополнительное финансирование наименее бюджетообеспеченных субъектов РФ. Подробности – в сюжете.

Бюджет развития

Государственная дума приняла закон о федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов в окончательном, третьем чтении. Председатель парламента Вячеслав Володин заявил, что в финансовом документе предусмотрены необходимые средства для выполнения социальных обязательств государства – увеличения пенсий, зарплат, детских пособий – и одновременно для создания условий для развития страны, сообщила пресс-служба нижней палаты парламента.

Ожидается, что доходы казны в 2024 году составят 35 трлн, в 2025-м – 33,5 трлн, в 2026-м – 34,1 трлн рублей.

В приоритете для государства остается социальная политика. Во втором чтении законопроекта расходы на нее были увеличены на 11%, или 2 трлн рублей. На 18,5% проиндексируют минимальный размер оплаты труда. Это должно обеспечить рост зарплат почти 5 млн человек и в целом зарплат в бюджетной сфере. На уровень инфляции проиндексируют пособия и пенсии.

Дополнительные средства заложены также на развитие здравоохранения. В течение трех лет планируется потратить на эту сферу 7,23 трлн рублей. Увеличены расходы на детский отдых – на 3 млрд рублей. Материнский капитал в 2024 году получат 1,3 млн семей, горячее питание – 7 млн школьников.

Доплаты за классное руководство предусматриваются для 900 тыс. школьных учителей и 100 тыс. педагогов колледжей. Получить помощь в рамках соцконтракта смогут около 1 млн человек.

Вячеслав Володин сообщил, что ко второму чтению бюджета распределено 264 из 274 трансфертов регионам (96%) в сумме 3,2 трлн рублей. Это в том числе почти 9 млрд рублей ежегодно на дотации 38 военным городкам.

«Продолжится дополнительное финансирование наименее бюджетообеспеченных регионов – на эти цели предусмотрено 10 млрд рублей ежегодно», – добавил председатель Госдумы.

Отдельное внимание по поручению президента уделяется Калининградской области, учитывая особое положение региона, который испытывает давление санкций. На развитие области предусмотрено 72,9 млрд рублей (на три года).

Что касается развития сельских территорий, на обеспечение сел коммуникациями, газом, дорогами, ФАПами, домами культуры и спортивными объектами направлено 88,6 млрд рублей. На возвращение в оборот сельхозземель выделят 11,5 млрд рублей, на развитие экспорта сельхозпродукции – около 3 млрд рублей.

Сохранение поддержки

Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов отмечает, что бюджет принят в непростых макроэкономических и геополитических условиях, но даже при них сохраняется направленность на поддержку регионов. При этом он обращает внимание на то, что бюджеты субъектов РФ не так пострадали, как федеральный бюджет, и это отражается на мерах поддержки регионов. Например, сужается объем межбюджетных трансфертов. Но сохраняется поддержка реализации индивидуальных программ социально-экономического развития отсталых регионов и Калининградской области, оказавшейся в сложных условиях.

«Хорошей практикой последних лет стало практически полное распределение трансфертов между регионами в виде законодательного закрепления именно в законе о бюджете. Однако говорить о том, что бюджет не претерпит изменений в течение года и что не будут применяться какие-то неучтенные формы, скорее всего, нельзя. Поэтому я уверен, что и объем межбюджетных трансфертов, который сейчас закреплен в бюджете, не станет окончательным в ходе исполнения», – комментирует Климанов.

Доктор экономических наук Сергей Смирнов поддерживает то, как выстроен бюджет в контексте региональной политики. Правильным решением он называет и выделение финансирования для недостаточно развитых регионов, и отдельно для Калининградской области.

«Будем надеяться, что доходы вырастут, так как экономическая активность в той или иной степени увеличивается. В конечном счете та же самая поддержка оборонных предприятий – это заработная плата, следовательно, это НДФЛ, который составляет основу региональных и местных бюджетов. Таким образом, с одной стороны, индексация социальных выплат и повышение зарплат, с другой – увеличение доходной части региональных бюджетов», – заключает Смирнов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: