Политическая и внутриэлитная ситуация в Иркутской области на старте кампании по выборам губернатора


В сентябре 2015-го впервые за 14 лет в Иркутской области состоятся прямые выборы губернатора. Последняя губернаторская кампания проводилась в 2001 году, когда главой региона во второй раз был избран Б.Говорин. После 2005 года в регионе сменилось три губернатора. За этот период «губернаторской чехарды» сформировался запрос на главу региона, который бы мог консолидировать элиты и заручиться поддержкой избирателей для того, чтобы полностью сосредоточиться на развитии региона.

Внутриэлитные конфликты, рассогласованность действий региональных и муниципальных властей – с этим сразу пришлось столкнуться нынешнему врио губернатора С.Ерощенко после его назначения в 2012 году. За прошедшие годы ряд проблем удалось разрешить, но в силу объективной сложности ситуации в регионе ожидается весьма конкурентная по характеру и непростая для действующей власти губернаторская кампания.

Проведение досрочных губернаторских выборов в Иркутской области было неожиданным для части региональных и федеральных элит. Однако мотивация С.Ерощенко выйти именно на досрочные выборы, не дожидаясь истечения полномочий в 2017 г., представляется вполне обоснованной. Многие действия главы региона в политической и экономической сфере можно ретроспективно рассматривать как поэтапную подготовку к выборам.

За последние два года практика досрочных губернаторских выборов получила широкое распространение. Губернаторы-назначенцы, еще не получившие мандат доверия от населения, могут испытывать некоторые трудности. Для такого непростого с точки зрения взаимоотношений политических элит региона, как Иркутская область, досрочные губернаторские выборы, санкционированные Кремлем, необходимы для укрепления легитимности региональной власти. Можно говорить и о том, что со стороны населения Иркутской области действительно есть запрос на проведение прямых выборов главы региона: регион отличается большой и бурной электоральной историей. Поэтому инициатива С.Ерощенко по проведению досрочных губернаторских выборов является закономерным и адекватным решением. За три года губернаторства он зарекомендовал себя в качестве деятельного и активного главы региона, пользующегося поддержкой населения.

Этапы развития региона. Фрагментация элит и ее причины

В современной политической истории Иркутской области можно выделить несколько этапов. На первом этапе, в 1991-2005 гг., происходило постепенное становление и формирование властных и деловых элит, а также складывались основания для конфликтов и противоречий. При этом в период руководства регионом первого губернатора Ю.Ножикова (1991-1997 гг.) региональная власть пользовалась высокой популярностью, что было обусловлено деловыми и личностными качествами губернатора. Ю.Ножиков оказался непростым партнером для федеральных властей и финансово-промышленных групп. Одним из достижений региона стало формирование собственной энергосистемы на базе «Иркутскэнерго», что позволяло поддерживать невысокие тарифы на электричество. Иркутская область одна из первых в стране перешла к прямым выборам своего руководства: уже в 1994 г. здесь прошли губернаторские выборы (которые легко выиграл Ю.Ножиков), а также выборы глав муниципальных образований.

После неожиданной отставки Ю.Ножикова губернатором в 1997 году был избран мэр Иркутска Б.Говорин, который считался преемником Ю.Ножикова. В период губернаторства Б.Говорина складываются мощные региональные элиты, в основном состоящие из представителей финансово-промышленных групп, которые активно лоббируют свои интересы, участвуют в политических процессах региона. Идет постепенное проникновение в регион все новых ФПГ федерального уровня — таких как «Русал», «Ренова», «Илим Палп», «Интеррос». Все это создает весьма сложное и напряженное соотношение сил, во многом сохраняющееся до настоящего времени. При этом тогдашнему губернатору в силу особенностей своего характера, подчас — нежелания и неумения договариваться с другими игроками не удалось консолидировать элиты. Об этом свидетельствовало формирование ряда противостоящих ему групп влияния, в том числе на базе «Иркутскэнерго» и иркутской мэрии во главе с В.Якубовским, которая также стала самостоятельным игроком. Антигубернаторские элиты приобрели значительное влияние в Законодательном собрании области, которое с тех пор стало важнейшей площадкой для региональных элит и бизнеса. В сравнении с периодом правления Ю.Ножикова региональная власть начала терять популярность среди населения. Б.Говорин с трудом выиграл губернаторские выборы в 2001 г., но не смог продлить полномочия в 2005 г., не имея доверия и поддержки федерального центра.

Таким образом, к концу первого периода в регионе сложилась мощная, но фрагментированная элита, в то время как губернаторская власть утратила популярность и консолидирующие способности.

Второй этап (2005-2012) характеризуется растущей нестабильностью вследствие частой сменяемости губернаторов-«варягов» и большого числа внутриэлитных конфликтов. Желание федерального центра укрепить властную вертикаль сочеталось с не вполне удачными действиями конкретных региональных игроков. Новой проблемой области стали противоречия между местными элитами и «варягами», которые один за другим становились руководителями области.

Так, в 2005 году губернатором был назначен начальник Восточно-Сибирской железной дороги А.Тишанин, которого принято считать в экспертной среде креатурой президента ОАО «РЖД» В.Якунина. Тишанин не был известной и влиятельной фигурой (в регионе перед назначением он работал недолго) и не представлял интересы влиятельных региональных групп, что сначала воспринималось общественностью позитивно. Однако неспособность наладить диалог с местными элитами и бизнесом привела губернатора к отставке. Причем в Иркутской области возникла редкая для России ситуация, когда депутатский корпус открыто выступил за импичмент главы региона. В марте 2008 г. группа депутатов Законодательного собрания обратилась к В.Путину с предложением (под ним подписалось более половины депутатского корпуса) отправить А.Тишанина в отставку. В апреле того же года А.Тишанин добровольно покинул пост губернатора и покинул регион.

Однако местные элиты так и не получили «своего» губернатора: на место ушедшего А.Тишанина был назначен И.Есиповский, на тот момент — депутат Государственной Думы. В администрацию региона была частично возвращена элита «говоринского» периода, губернатор пытался создать и свою команду. Однако в мае 2009 года И.Есиповский погиб в результате крушения вертолета, и вновь встал вопрос о назначении главы региона.

Новым губернатором стал Д.Мезенцев. Кремль попытался урегулировать управленческую ситуацию в проблемном регионе за счет назначения заметной на федеральном уровне фигуры. Д.Мезенцев с 2002 года представлял Иркутскую область в Совете Федерации, но слабо взаимодействовал с местными элитами. В период губернаторства Мезенцева произошло рассогласование интересов областной и муниципальной власти. Новый глава региона конфликтовал с мэром Иркутска В.Якубовским, который по окончании срока полномочий перешел в Совет Федерации. Мезенцев поддержал на выборах главы Иркутска С.Серебренникова (на тот момент – мэр г. Братска). Однако тот проиграл В.Кондрашову, бизнесмену и кандидату от КПРФ. Ситуация в регионе осложнилась из-за того, что в Братске, Усть-Илимске и Ангарске выборы также заканчивались неудачно для «Единой России» (представитель КПРФ, в частности, выиграл выборы в Братске, но был быстро смещен из-за уголовного дела). Пытаясь наладить процесс управления областью, Мезенцев делал частые перестановки в правительстве региона, но стабильную команду создать так и не удалось.

В период руководства регионом Д.Мезенцева в Иркутской области оформилось несколько центров влияния. Один из них представлял секретарь политсовета «Единой России» — собственник финансово-строительной компании «Новый город», бывший первый заместитель председателя правительства области (при Б.Говорине) А.Битаров. Второй центр был сосредоточен в Законодательном собрании (включал председателя Л.Берлину, вице-спикера Г.Нестеровича, депутата (и бывшего спикера), председателя совета директоров ОАО «Саянскхимпласт» В.Круглова, председателя бюджетного комитета С.Курилова). Третий центр — «иркутские муниципалы»: мэр Иркутска В.Кондрашов и ориентированные на него депутаты городской думы Иркутска, в том числе от «Единой России» (в 2011 г. В.Кондрашов вступил в эту партию, разойдясь с коммунистами).

Хотя Мезенцев в целом небезуспешно занимался продвижением интересов Иркутской области на федеральном уровне, привлечением средств, организацией различных значимых для региона мероприятий (таких как Байкальский форум), он так и не состоялся в качестве успешного регионального управленца. Его губернаторство закончилось досрочной отставкой по собственному желанию в мае 2012 года.

Иркутской области требовался «местный» губернатор, интегрированный в сложившуюся элиту, который бы понимал проблемы Иркутской области и был готов их решать. В 2012 году на должность губернатора Иркутской области был назначен Сергей Ерощенко. Глава региона является выходцем из деловых элит «говоринской эпохи». На протяжении многих лет он был создателем и руководителем группы «Истлэнд». Этот холдинг стал ведущей местной ФПГ, объединив более 50 предприятий. С.Ерощенко выстроил отношения и с федеральными элитами. Распространенное мнение о том, что поддержку в его политическом продвижении оказывал С.Чемезов, можно считать вполне адекватным.

Назначение С.Ерощенко позволяет говорить о восстановлении в регионе преемственности власти. Впервые на инаугурации присутствовал бывший глава региона Б.Говорин. Команда С.Ерощенко была сформирована преимущественно из местных элит. Например, заместителями губернатора стали В,Игнатенко и Л.Забродская, региональным лидером «Единой России» — С.Брилка, в 2015 году возглавивший и Законодательное собрание (был заместителем Б.Говорина, а также И.Есиповского).

Перед С.Ерощенко стояли задачи консолидировать элиты региона, а также решить накопившиеся социально-экономические проблемы. После череды «варягов» назначение на должность главы региона известного представителя местных элит было в целом позитивно воспринято региональной элитой. При этом некоторые представители бизнес-элит настороженно встретили приход нового губернатора. Это произошло в том числе потому, что к назначению на пост губернатора стремились представители разных влиятельных групп.

После долгих лет относительной политической нестабильности, в условиях отсутствия доминирующих игроков (чему объективно препятствует сложная структура экономики и территории региона) для Иркутской области характерен высокий уровень фрагментации элиты. Здесь сложно выявить мощные группы и объединения — скорее речь идет об отдельных фигурах, которые, как правило, связаны с бизнесом и действуют преимущественно исходя из бизнес-интересов.

Полицентризм как специфика территории. Муниципальная власть: успешная перезагрузка и сохраняющиеся проблемы

Иркутская область занимает 6-е место в России по площади и представляет обширную территорию, полную экономических контрастов. Иркутская область – уникальный регион России с диверсифицированной экономикой. Она играет ключевые роли в цветной металлургии и лесной промышленности страны. Постепенно растет роль Иркутской области в топливно-энергетическом комплексе, который задает совершенно новую стратегическую перспективу. В масштабах страны большое значение имеют производимые в области алюминий (34% производимого в стране), целлюлоза (30%), синтетические смолы и пластмассы (53%), круглый лес (17%) и пиломатериалы (10%). Здесь также имеется значительная добыча угля и переработка нефти, крупное авиационное производство. Все это неизбежно ведет к тому, что регион оказывается в центре постоянного внимания влиятельных федеральных бизнес-элит. При очевидном стремлении акцентировать местную идентичность региональная элита обречена на тесное сотрудничество с федеральными ФПГ.

Специфической характеристикой региона является и его полицентризм, который наряду с диверсификацией и территориальным рассредоточением экономики затрудняет создание здесь жесткой властной вертикали. Основная часть промышленного потенциала Приангарья сосредоточена в ведущих городах Иркутской агломерации – Иркутске, Ангарске и Шелехове, а также в находящихся на севере области Братске и Усть-Илимске. Братск играет роль своеобразной «северной столицы» региона, сочетая крупнейшие производства алюминия и целлюлозно-бумажной продукции. Есть и другие, преимущественно «сырьевые» центры — такие как Железногорск-Илимский (добыча железной руды на Коршуновском ГОКе), золотодобывающая провинция в отдаленном Бодайбинском районе, угольное Черемхово, центры химической промышленности Усолье-Сибирское и Саянск.

Постепенно в области формируются новые центры топливно-энергетического комплекса. Ранее область специализировалась главным образом на добыче угля, но ее перспективы явно ограничены. Своя нефть прежде не добывалась, хотя крупная нефтепереработка была создана в Ангарске. Сейчас в регионе развивается добыча нефти в Катангском районе, через Иркутскую область проходит стратегически важный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». В ближайшей перспективе — освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения, одного из крупнейших в восточных регионах страны. ТЭК позволяет интенсивно развивать удаленные районы в центре и на северо-востоке Иркутской области, а также способствует пополнению бюджета.

Сельское хозяйство остается главной отраслью специализации в бывшем Усть-Ордынском Бурятском округе, который до объединения регионов был отдельным субъектом Федерации.

В этих условиях муниципальный уровень власти в Иркутской области является достаточно сильным и самодостаточным, что на протяжении всей ее истории приводило к конфликтам между областными и местными руководителями. Но и в самих муниципалитетах велась временами крайне жесткая борьба за власть. К началу губернаторства С.Ерощенко в регионе сохранялось множество конфликтов на муниципальном уровне. В Ангарске наблюдался конфликт мэра В.Жукова (которого поддерживал сити-менеджер А.Медко) с прокуратурой и местными депутатами. Братск находился в ситуации затяжного противостояния мэра К.Климова и сити-менеджера Е.Гольцварт. В г. Усолье-Сибирское городская дума предъявляла претензии к главе администрации А.Рожаловскому, который в 2014 году покинул свой пост.

На сегодня ситуация в муниципалитетах значительно стабилизировалась. Показателен гибкий подход областных властей к разрешению управленческих проблем на муниципальном уровне. В отличие от многих других регионов здесь не была сделана ставка на повсеместное навязывание модели сити-менеджера с последующим фактическим назначением ставленников губернатора на этот пост. Напротив, в ряде случаев были возвращены привычные для региона прямые выборы мэров, и на эти посты продвигались достаточно перспективные фигуры из местной элиты. В 2014 г. в регионе прошла череда важных муниципальных кампаний. Итоги большинства из них было предсказуемым, но, например, в Тулуне победа кандидата «Единой России» была одержана с перевесом в 37 голосов. Заметную роль в муниципальных кампаниях играли кандидаты КПРФ и «Справедливой России»[1].

В результате в ряде ключевых экономических центров региона восстанавливается институт прямых выборов мэра. В 2014 году мэром Братска вновь стал С.Серебренников (он уже занимал эту должность с 2005 по 2009 гг.). При активном содействии губернатора произошло объединение Ангарска и Ангарского района в единый муниципалитет, что позволило устранить существовавшие конфликты. Как и в Братске, в Ангарске был отменен институт сити-менеджера. В 2014 году мэром был избран С.Петров, который заручился поддержкой региональных властей. Он же был переизбран в апреле 2015-го на выборах мэра в реорганизованном муниципальном образовании. В г. Усолье-Сибирское также отказались от сити-менеджера, на данный момент до истечения полномочий работает мэр (О.Жилкин), избранный из состава депутатов города, а следующий глава города будет избираться населением.

При этом управленческая ситуация в Иркутске была урегулирована путем отмены прямых выборов и договоренностей о новой схеме управления областным центром. Период руководства городом В.Кондрашова трудно назвать успешным, поскольку глава города поссорился с КПРФ и при этом не смог вписаться в отношения между элитами, вступив в «Единую Россию». Все это привело к его политической изоляции. В итоге после избрания новой городской думы в 2014 г., внесения поправок в устав и ухода В.Кондрашова весной 2015 года главой города стал Д.Бердников, избранный из состава депутатов гордумы.

В целом можно говорить об успешной перезагрузке муниципальной власти (что, как уже было отмечено, произошло при активном содействии С.Ерощенко), которая позволяет наладить отношения между областной и местной властью и способствует преодолению управленческого кризиса на местах. Но в то же время можно отметить ряд проблемных точек.

Во-первых, неоднозначную реакцию жителей города и отдельных представителей элиты вызвала отмена прямых выборов главы Иркутска. Тем не менее модель сити-менеджера в настоящее время является оптимальным вариантом именно для Иркутска, так как снижает вероятность появления новых конфликтов.

Во-вторых, на данный момент единственной крупной проблемной точкой остается Усть-Илимск, где весной 2015 года за взятку был арестован мэр города В.Ташкинов, выходец из «Справедливой России». Предвыборная ситуация в городе пока остается напряженной. В период подготовки к выборам нового мэра в процессе праймериз «Единой России» внутри партии произошел конфликт. В настоящее время происходит его урегулирование.

В сентябре в Иркутской области пройдут выборы не только губернатора, но и глав множества муниципальных образований. Среди них можно отметить выборы глав Усть-Илимска, Черемхово, Усть-Кута, Свирска, Зимы и Зиминского района, Братского, Заларинского, Качугского, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Чунского районов. Большинство кампаний начинается достаточно спокойно, хотя соотношение сил еще не везде сформировалось окончательно. В любом случае маловероятно, что конфликты на этих выборах окажут существенное негативное влияние на развитие губернаторской кампании.

О гибкости новой управленческой модели свидетельствуют и изменения в структуре областной исполнительной власти. Введена должность председателя правительства Иркутской области, которым после губернаторских выборов станет другой человек. Появление такой должности подчеркивает компромиссный стиль управления С.Ерощенко, который не стремится замыкать на себе всю систему региональной власти.

Государственные корпорации и частные ФПГ: от борьбы интересов к разграничению сфер влияния

Одной из специфических проблем Иркутской области являются сложные отношения бизнеса и власти. Во-первых, благодаря ресурсной обеспеченности в Иркутской области присутствует уникально большое число финансово-промышленных групп, многие из которых участвуют в политической жизни региона. Во-вторых, в регионе есть и собственный успешный бизнес, который традиционно стремится влиять на политику и занимать политические посты. Урегулировать все эти отношения – задача крайне непростая. Как показала практика, ни одному из губернаторов Иркутской области по большому счету не удалось это сделать, и все они, так или иначе, оказались заложниками данной проблемы.

В последние годы в регионе заметно присутствие государственных корпораций, что соответствует и общефедеральному тренду. Причем некоторые прежние губернаторы (А.Тишанин и И.Есиповский) имели самое прямое отношение к этим компаниям. Область и ОАО «РЖД» не могут не взаимодействовать хотя бы потому, что они совместно владеют Байкальской пригородной пассажирской компанией, а тема электричек является сейчас «горячей» не только в области, но и по всей стране. «Железнодорожное лобби» влияет на Законодательное собрание, а также на жизнь городов и поселков, где нет другого сообщения, кроме как через Транссиб. Однако влияние ОАО «РЖД» на ситуацию в регионе в сравнении с временами губернаторства А. Тишанина имеет весьма ограниченный характер. В регионе развита авиационная промышленность, представленная НПК «Иркут», подконтрольной Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Существуют планы по созданию в Иркутске авиастроительного кластера для производства гражданских самолетов МС-21. «Иркут» тоже располагает значительным влиянием на Законодательное собрание области и городскую думу Иркутска.

Существенно усложняет структуру представительства в регионе государственных корпораций приход «Роснефти» и «Газпрома», создающих здесь практически с нуля нефтегазовую отрасль. Впрочем, «Роснефть» ранее уже была представлена НПЗ в Ангарске, но вместе с ТНК-ВР получила и новое Верхнечонское нефтяное месторождение. «Газпром» занимается в регионе формированием крупного центра газодобычи на базе Ковыктинского месторождения, которое станет одним из основных источников газа для магистрального газопровода «Сила Сибири». В связи с развитием нефтяной промышленности в Восточной Сибири в регионе начала работать и «Транснефть». Сейчас она занимается строительством нефтепровода «Куюмба – Тайшет», который позволит подключить к ВСТО месторождения нефти, расположенные в Красноярском крае. Ввод нефтепровода в эксплуатацию планируется начать в 2016 году, завершить – в 2020 году.

Пока «Роснефть» и «Газпром» не стремятся оказывать значительного влияния на политическую ситуацию в регионе. С.Ерощенко поддерживает с этими компаниями деловые отношения.

На политическую жизнь региона еще со времен Б.Говорина стремились влиять частные ФПГ федерального масштаба. Среди них обычно выделялись «Русал» и «Илим», для которых Иркутская область является одним из ключевых регионов. «Русал» за счет объединения с СУАЛом стал включать оба алюминиевых завода региона (Братский и Иркутский), а в настоящее время занимается строительством третьего – Тайшетского завода, хотя реализация этого проекта очень сильно затянулась. Под контролем этой ФПГ работает и основа областной энергетики — «Иркутскэнерго», в состав которого, в свою очередь, входит угольная компания «Востсибуголь». Иркутская область, как и соседний Красноярский край, остаются важнейшими регионами для «Русала». С компанией поддерживает хорошие отношения мэр Братска С.Серебренников. Заместитель генерального директора «Иркутскэнерго» Г.Кузьмин работает заместителем секретаря регионального политсовета «Единой России» по агитационно-пропагандистской работе. При этом в областную политику «Русал» сейчас вмешивается менее активно, чем это было 10-15 лет назад.

Несколько снизилась и лоббистская активность группы «Илим», интересы которой сосредоточены главным образом в Братске и Усть-Илимске. В то же время исторически связанный с этой группой О.Каньков, бывший депутат Законодательного собрания, представляет исполнительную власть Иркутской области в Совете Федерации[2].

Что касается других частных ФПГ, то их влияние в настоящее время имеет локальный и ограниченный характер. Например, «Интеррос» строил большие планы в регионе в начале нулевых годов, но реализовать их не удалось. Компания СУЭК из угольной промышленности региона ушла. «Мечел» остается в области, но испытывает известные финансовые проблемы. Многие золоторудные активы в области перешли компании «Полюс», но она сосредоточена на их развитии, а не на создании систем влияния[3].

Таким образом, в настоящее время Иркутскую область уже нельзя назвать территорией, где сталкиваются интересы олигархических групп федерального масштаба. Часть из этих групп, такие как «Интеррос» и «Ренова», заметно снизили активность и уже не имеют масштабных лоббистских амбиций в регионе. Другие, такие как «Мечел» и «Полюс», сосредоточены на своих проектах — как правило, в удаленных точках региона. Как и прежде, заметно присутствие в региональной политике заинтересованных ФПГ, «Русала» и «Илима» (причем «Илима» — по преимуществу на муниципальном уровне). Нынешние региональные власти учитывают их интересы, их отношения можно охарактеризовать как рабочие и в целом благоприятные. Так, действия С.Ерощенко на выборах мэра Братска и при назначении «своего» сенатора показали готовность главы региона к сотрудничеству с этими ФПГ.

Позитивным фактором, безусловно, является отсутствие в регионе борьбы между ФПГ, которая была характерна для конца 90-х – начала нулевых годов. Сферы влияния ФПГ на территории Иркутской области в целом разграничены, и это позитивно влияет на стабильность политической ситуации. Снижение интереса федеральных ФПГ к продвижению на политические позиции своих стопроцентных выдвиженцев открывает хорошие возможности для местных элит, включая выходцев из бизнеса, которых представляет С.Ерощенко.

Более сложная ситуация складывается внутри собственно регионального бизнеса. В этой среде широко представлены традиционно конкурентные отношения, борьба за проекты, политические амбиции, попытки получения тех или иных политических статусов.

В частности, весьма политизированный характер приобрел в Иркутской области строительный бизнес, особенно тот, который представлен непосредственно в областной столице. Одним из его представителей является теперь уже бывший мэр Иркутска В.Кондрашов (группа «Такота»). Несмотря на потерю позиций в политической сфере, он еще может заявить о себе, например, на думских выборах 2016 г. Другая заметная фигура – А.Битаров (компания «Новый город»), успевший поработать в областном правительстве и руководителем региональной организации «Единой России». Затем он начал утрачивать политические позиции, перешел в «Гражданскую платформу» и является сейчас депутатом Законодательного собрания (эту партию представляет и депутат В.Чеботарев, компания «Гранд-Строй»). К настоящему времени из фракции «Гражданской платформы» А.Битаров вышел.

Среди «строителей» можно также отметить депутата Законодательного собрания А.Красноштанова («Дом-строй»), депутата городской думы Иркутска В.Ильичева («ВостСибстрой»). В строительном бизнесе работал спикер Законодательного собрания С.Брилка (ныне возглавляет правление Саморегулируемой организации строителей Байкальского региона). Руководителем строительной компании много лет являлся новый мэр Ангарска С.Петров. Торговый бизнес в политической сфере представлен Н.Чекотовой, депутатом Законодательного собрания от «Единой России» (ранее – от ЛДПР), которая является главой крупного холдинга ООО «Фортуна». Стоит также отметить группу компаний «МЕТТЕМ». В Законодательном собрании представлен А.Чернышев — член ее совета директоров. Таким образом, именно для местной бизнес-среды наиболее характерно стремление к получению депутатских мандатов и лоббированию своих интересов.

Есть в области и очень опытные представители деловой элиты, своеобразные тяжеловесы. Среди них председатель совета директоров «Саянскхимпласта» В.Круглов, бывший спикер Законодательного собрания (как раз в период борьбы с А.Тишаниным), в свое время имевший губернаторские амбиции. Еще один опытный региональный депутат И.Гринберг, бывший генеральный директор Иркутского алюминиевого завода является председателем совета директоров нового предприятия — НПО «Химико-металлургическая компания» (Черемхово) и по совместительству первым заместителем секретаря политсовета «Единой России».

Наконец, к числу заметных игроков относится Иркутская нефтяная компания (ИНК). ИНК занимается реализацией проекта по строительству газохимического комплекса. В Законодательном собрании области представлена М.Седых, генеральный директор ИНК, депутат от «Единой России». Она возглавляет рейтинг депутатов регионального парламента по уровню доходов.

Ситуация в региональном бизнесе представляет некоторую проблему для С.Ерощенко. По оценкам экспертов, существуют трудности в отношениях С.Ерощенко с такими фигурами, как А.Битаров и В.Круглов. В то же время С.Ерощенко стремится урегулировать эти отношения и добился в этом заметных успехов. Кроме того, по его инициативе выходцы из различных бизнес-групп заняли позиции в региональном правительстве, стали главами муниципальных образований, закрепились в Законодательном собрании. Сейчас нет оснований полагать, что потенциально «оппозиционные» бизнесмены будут оказывать поддержку его конкурентам на выборах или сами станут такими конкурентами.

Сергей Ерощенко как губернатор: итоги первых трех лет

За три года губернаторства С.Ерощенкотрудно было ожидать каких-либо резких изменений в экономике и социальной сфере.Тем не менее можно отметить позитивные сдвиги в Иркутской области, которые произошли за последние 3 года.

Если говорить об уровне социально-экономического развития региона, то в целом стоит отметить позитивную динамику. За период 2011-2014 гг. средний уровень заработной платы вырос с 22 647,7 до 31 407,6 рублей в месяц, наблюдается увеличение среднедушевого дохода — с 16 017,2 до 20 277,0 рублей. Уровень безработицы снизился с 9,1% до 8,8%, но в то же время этот показатель не может считаться полностью удовлетворительным: в некоторых других регионах СФО ситуация с уровнем занятости лучше.

По итогам 2014 года ВРП в реальном выражении сохранился практически на уровне 2013 года (2013 год – 101,8%, 2014 год – 101,9%). Зато в 2014 году в Иркутской области продолжался рост промышленного производства, что соответствует индустриальной специализации региона: индекс промышленного производства составил 103,0%.

Социальная сфера и инфраструктура – типичные проблемные поля любого сибирского региона. В Иркутской области реализуются программы, направленные на улучшение положения в социальной сфере. В своей деятельности на посту губернатора С.Ерощенко публично ориентируется на исполнение майских указов президента В.Путина. Одна из успешно решаемых проблем – обеспечение местами в детских садах. В частности, на текущий момент для 70,4% муниципалитетов Иркутской области решена проблема с обеспечением мест в детских садах. В 2012 году было создано 8 тыс. новых мест в дошкольных учреждениях, в 2013 году — почти 10 тыс., в 2014 году — 18 тыс. мест. Суммарно за этот период очередь в детские сады сократилась на 43%. На данный момент на программу развития дошкольных учреждений выделены дополнительные средства из бюджета с целью ее полного решения.

Кроме того, губернатор активно занимается вопросами переселения из ветхого и аварийного жилья. В 2013-2014 гг. было ликвидировано 104,9 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья, в 2014 году для переселения было сдано 100 тыс. кв. метров жилья. В 2015 году планируется расселить еще 138,4 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья.

Если говорить о сфере здравоохранения, то, согласно опросам общественного мнения 2015 года, доля населения, удовлетворенного качеством медицинских услуг, выросла с 43% до 56%. Также повысилась средняя заработная плата в сфере здравоохранения — с 21 878 руб. (2012 год) до 28 253 руб. (2014 год). Идет ввод в эксплуатацию новых объектов. Начали работать противотуберкулёзный диспансер в Усть-Ордынском, областной центр по борьбе со СПИДом, перинатальный центр в Иркутске, новый операционный корпус городской Ивано-Матренинской детской клинической больницы, центральная районная больница в с. Еланцы, хирургический корпус областного онкологического диспансера, поликлиника в ЖК «Луговое». Реализация данных проектов значительно улучшила качество и доступность медицинской помощи.

Также в 2015 году по инициативе губернатора было принято решение заморозить на два года тарифы ЖКХ.

При этом в регионе сохраняются системные проблемы, решение которых невозможно за короткий срок.

В частности, демографическая ситуация показывает негативную динамику. Так, с 2011 по 2015 гг. численность населения снизилась с 2 427 954 до 2 414 913 чел. Безусловно, такое положение дел связано с накопленными за многие годы проблемами, в то время как новые производства не требуют привлечения большого количества работников.

Остается нерешенной проблема моногородов, среди которых Байкальск, Шелехов, Тулун, Черемхово, Саянск, Усолье-Сибирское, Железногорск-Илимский, Усть-Илимск. Суммарно там проживает около 380 тысяч человек. Основные проблемы этих моногородов – экологические ограничения, которые запрещают большой перечень видов деятельности, отсутствие развитой коммунальной инфраструктуры и высокий износ существующих объектов, высокий уровень износа жилого фонда (70-80%), трудности с организацией новых рабочих мест. На данный момент готовится создание территорий опережающего развития (ТОР), однако только Байкальск и Шелехов вошли в федеральную программу ТОР.

Важно также отметить неблагоприятную экологическую обстановку в регионе. Повышенная загрязненность воздуха отмечается в Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове и др., что негативно сказывается на качестве жизни населения. Загрязнение воздушного бассейна населенных пунктов области является результатом выбросов предприятий теплоэнергетики, металлургической, угольной, деревообрабатывающей промышленности, большого количества котельных, жилого сектора с печным отоплением, автотранспорта. Долгое время проблемой было загрязнение вод озера Байкал из-за работы печально знаменитого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, но после его закрытия в декабре 2013 года ситуация значительно улучшилась.

Проблемой также является невысокая эффективность освоения лесных угодий. В частности, пока не решены вопросы нелегальной вырубки леса, а также развития инфраструктуры. Лесная отрасль является одной из ключевых для Иркутской области, поэтому развитие лесопромышленного комплекса должно быть одним из приоритетных направлений в деятельности региональных властей. В 2014 году было объявлено о реализации трех инвестиционных проектов в этой сфере: модернизация производства группы «Илим» с заявленными инвестициями более 18 миллиардов рублей; строительство деревообрабатывающего комбината ЗАО «ЛДК «Игирма» для получения высококачественных пиломатериалов с объемом инвестиций свыше 3 миллиардов рублей; ООО «Осетровский ЛДК», где планируется освоить около 2 миллиардов рублей и построить завод по производству широкоформатной фанеры.

Для избирателей главный предмет беспокойства составляют сейчас вопросы социальной сферы и ЖКХ. Жители региона обращаются в органы муниципальной и региональной власти по вопросам обеспечения жильем, предоставления жилищно-коммунальных услуг, регулирования тарифов, платы за капитальный ремонт. В социальной сфере граждан волнует размер социальных выплат, выделение мест в детсадах, строительство социальных объектов, качество медицинского обслуживания, обеспечение лекарствами, зарплата бюджетников. В целом эти проблемы находят свое отражение в деятельности С.Ерощенко.

Одна из важных перспектив региона связана с формированием единого стратегического подхода к государственной региональной политике на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, к которому относится Иркутская область. Регион участвует в реализации соответствующей государственной программы. Но пока «байкальская» часть этой программы заметно слабее дальневосточной, и на территорию Байкальского региона еще не распространяется практика создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В немалой степени от усилий С.Ерощенко будет зависеть реализация проектов, которые должны предполагать развитие инфраструктуры, создание новых производств, диверсификацию экономики в моногородах.

При этом в транспортном секторе уже идет активная работа. На данный момент происходит реконструкция Байкальского тракта. Проект предусматривает расширение основных полос движения до четырех, что позволит увеличить скорость движения и пропускную способность дороги до 30 тысяч автомобилей в сутки. Расширение тракта связано с решением одной из застарелых проблем — развитием иркутского авиатранспортного узла, где требуется строительство нового аэропорта. После недавней передачи аэропорта из федеральной собственности в региональную областное правительство ведет активный поиск инвесторов.

Другой стратегически важной перспективой является развитие ТЭКа. Мы уже отмечали постепенную реализацию Ковыктинского проекта, потсепенное превращение Иркутской области в производящий и транзитный регион нефтегазовой отрасли. Кроме того, осенью 2015 года планируется запуск газоперерабатывающего комплекса в г. Усть-Кут.

Реализация всех этих проектов позволит увеличить доходную часть регионального бюджета, снизить зависимость от федеральной финансовой помощи и создать в регионе качественно новую ситуацию. В случае Иркутской области это отнюдь не является преувеличением, поскольку потенциал прежних ключевых отраслей, таких как металлургия и лесная промышленность, во многом исчерпан. Поэтому ТЭК и новые точки роста могут расширить региональные горизонты развития.

Политическое развитие и партийная система региона

В связи со сложной территорией, неравномерным развитием экономики и ее изменчивой динамикой, управленческими проблемами электоральная ситуация в Иркутской области отличается неустойчивостью. Одна из ключевых проблем региона – это низкая явка избирателей.

Например, на выборах в Государственную Думу в 2011 году область продемонстрировала самый низкий уровень явки по стране – всего 47,2%. На выборах президента в 2012 году Иркутская область показала пятый с конца результат активности избирателей – 56,01%. На выборах Законодательного собрания в 2013 году явка составила лишь 25,29%. Региональные выборы традиционно привлекают меньше избирателей, если они не совмещены с федеральной кампанией. Эта тенденция способна сказаться и на предстоящих губернаторских выборах. Наиболее проблемными с точки зрения явки являются города Ангарск, Братск, Усть-Илимск, а также Бодайбинский район. Напротив, сельские территории, которые составляли Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, демонстрируют высокий уровень активности (60-70%). На выборах губернатора стоит ожидать явку в диапазоне 30-40%, что является обычным уровнем активности для региональных кампаний в подобных субъектах Федерации.

Вторая особенность региона – ограниченный уровень поддержки «Единой России». Так, на выборах в Государственную Думу в 2011 году партия получила лишь 34,9% (в Сибирском федеральном округе результат ниже был только в Новосибирской области). Напротив, сильны позиции КПРФ — партия набрала 27,8% (пятый результат по стране). В результате «Единую Россию» в Государственной Думе представляют только два депутата от Иркутской области — А.Романов и С.Тен. КПРФ представлена также двумя депутатами — С.Левченко и Е.Рульковым. Все эти депутаты выходцы из региона, «варягами» они не являются. Поддержка ЛДПР и «Справедливой России» неустойчива, но также заметна (на думских выборах ЛДПР получила 17,3% голосов, «Справедливая Россия» — 13,4%). В Госдуме эти партии имеют сейчас по одному мандату («Справедливая Россия» — А.Крутов, ЛДПР — А.Луговой), а их депутаты отношения к региону не имеют.

Сравнительно невысоким оказался в Иркутской области и результат В.Путина на выборах президента России в 2012 г.: он набрал 55,45% голосов, Г.Зюганов – 22,57% (8,76% — у М.Прохорова, у В.Жириновского – 8,24%).

Проблемными для власти территориями, зонами более развитого оппозиционного голосования устойчиво являются все крупные города, где сосредоточено значительное число избирателей: Иркутск (около 24% избирателей региона), Ангарск и Братск (примерно по 10%). В Усолье-Сибирском и Ангарске сильны позиции ключевых представителей КПРФ в регионе. Усолье-Сибирское – это единственное муниципальное образование, где КПРФ заняла первое место на выборах в Законодательное собрание в 2013 году. КПРФ в этом городе представляет депутат Законодательного собрания, руководитель Усольского свинокомплекса И.Сумароков. Выходцем из Ангарска является депутат Госдумы и бессменный лидер областных коммунистов С.Левченко.

В последние годы, на фоне внутриэлитных разногласий и частой смены регионального руководства «Единой России» в Иркутской области начала восстанавливать свои электоральные позиции КПРФ. На региональных выборах в 2013 году она набрала 18,87% голосов, что можно считать достаточно хорошим результатом. Этот результат был хуже, чем на думских выборах (см. выше), но заметно лучше, чем на предыдущих выборах в Законодательное собрание. В целом позиции КПРФ являются достаточно сильными. В отличие от других партий, у коммунистов есть сложившийся электорат и опытный партийный актив. Кроме того, КПРФ ведет в регионе достаточно гибкую политику, сотрудничает с оппозиционно настроенной частью бизнеса, а сами ее ведущие представители также относятся к предпринимательскому сообществу.

Позиции двух других оппозиционных парламентских партий неустойчивы. В отличие от КПРФ в них постоянно происходила смена руководства, не велось систематической работы с избирателями. В частности, успех ЛДПР на региональных выборах 2008 года, когда эта партия несколько потеснила КПРФ, был следствием активного финансирования кампании со стороны Н.Чекотовой. После ее ухода в «Единую Россию» в региональном отделении партии не осталось значимых фигур, которые бы могли привлечь ресурсы и избирателей. Результат в 2013 г. составил 11,28% — ядерный электорат у ЛДПР остается. «Справедливая Россия» может считаться в Иркутской области несостоявшимся партийным проектом. Перед выборами 2013 г. из нее ушел известный и опытный местный политик В.Матиенко. Партия потеряла значительное число голосов, получив всего лишь 4,07% и утратив в регионе статус парламентской.

Специфической характеристикой Иркутской области стал ситуативный «взлет» «Гражданской платформы», который объяснялся приходом в нее В.Матиенко и А.Битарова. Привлечение их ресурсов позволило партии набрать 8,51% голосов на выборах в Законодательное собрание. Однако превратить эту партию в долгосрочный проект не удалось. На данный момент А.Битаров вышел из фракции, партия не имеет серьезного актива и электоральной базы.

В целом все партии, кроме «Единой России» и КПРФ, очень сильно зависят от возглавляющих их в регионе деятелей. Поэтому они демонстрируют весьма неустойчивые результаты, а уход сильных игроков повергает их в кризис. Ни ЛДПР, ни «Справедливая Россия» укорениться в регионе не сумели.

Очевиден немалый протестный потенциал региона. В то же время на губернаторских выборах в полной мере он вряд ли проявится в силу ряда причин. Во-первых, пик протестных настроений уже прошел — на данный момент ситуация стабилизировалась, и рейтинг действующей власти на всех уровнях достаточно высок. Во-вторых, улучшилась ситуация на муниципальном уровне, ликвидировано множество внутриэлитных конфликтов, которые ранее негативно влияли на электоральные результаты. В-третьих, относительно невысокие показатели «Единой России» в регионе на парламентских (региональных и федеральных) выборах нельзя экстраполировать на голосование за губернатора: избиратели прежде всего голосуют за личности кандидатов, а не за партии. В-четвертых, мобилизовать протестного избирателя сейчас в состоянии только КПРФ, но у этой партии есть свой электоральный «потолок».

Кампания по выборам губернатора: конфигурация на старте и прогноз

Губернаторская кампания только начинается, и окончательный список кандидатов определится, как и везде, после прохождения претендентами муниципального фильтра. Выдвинуты 7 кандидатов (включая С.Ерощенко), которые на данный момент проходят процесс регистрации. Однако очевидно, что реальных конкурентов в кампании будет только два — С.Ерощенко и кандидат КПРФ С.Левченко, что вполне отражает особенности политического развития региона. Остальные партии, позиции которых явно не окрепли в последние годы, выдвинули достаточно слабых кандидатов.

Население Иркутской области в целом поддерживает С.Ерощенко, который сохраняет довольно значительный уровень доверия. Так, согласно опросу общественного мнения, который был проведен в мае 2015 года, 25,7% жителей положительно оценивают деятельность губернатора, 32% — скорее положительно, еще 15% — нейтрально.

Тем не менее присутствие в кампании такого опытного игрока как С.Левченко позволяет считать уровень конкуренции достаточно высоким. Левченко – заметный политик, участвовавший во множестве избирательных кампаний. У него уникальный опыт участия в губернаторских выборах. Уже в 1997 году С.Левченко баллотировался на пост губернатора Иркутской области. Тогда он проиграл Б.Говорину, набрав 18,8% голосов. В 2001 году С.Левченко добился, вероятно, главного своего электорального успеха. В первом туре выборов он занял второе место, набрав 23,9% голосов избирателей, а во втором туре получил 45,3% голосов и лишь немного уступил Б.Говорину (47,6%).

Одним из ключевых вопросов избирательной кампании является вероятность формирования вокруг С.Левченко контрэлитной коалиции, включающей в свой состав недовольных С.Ерощенко политиков и бизнесменов. Подобная коалиция уже складывалась в 2001 г., когда С.Левченко выступал против Б.Говорина. Для этого есть некоторые основания и сейчас. Однако явная поддержка С.Ерощенко Кремлем и стремление врио губернатора отладить свои отношения с местными элитами, вероятнее всего, все же не позволят контрэлитной коалиции консолидироваться. О верности этого тезиса свидетельствуют решения сразу нескольких игроков. Так, отмеченные ранее попытки А.Битарова играть на стороне С.Левченко практически прекратились. Нельзя исключать, конечно, что кампания С.Левченко получит непубличную финансовую поддержку периферийных бизнес-элит.

В этих условиях С.Левченко будет опираться на собственные ресурсы и опыт, а также на региональное отделение КПРФ. Вероятнее всего, это не позволит вывести кампанию во второй тур, как 14 лет назад. Напомним: сценарий 2001 г. предполагал наличие у Б.Говорина сразу двух сильных соперников, С.Левченко и В.Межевича, что привело к «растягиванию» электората и ограничило электоральный потенциал губернатора. Сейчас такой ситуации не будет. Можно прогнозировать, что при условии активной кампании С.Левченко может получить около 20% голосов. Реальной стратегической задачей С.Левченко является раскрутка перед думскими выборами 2016 г., по итогам которых для него определенно представляет интерес быть избранным в одномандатном округе.

На третье место будет претендовать кандидат ЛДПР О. Кузнецов, депутат Законодательного собрания и руководитель партийной фракции. Он не рассматривается в качестве влиятельного политического игрока и малоизвестен населению. В условиях кадрового и ресурсного дефицита для ЛДПР его выдвижение является единственным возможным вариантом. Учитывая наличие в Иркутской области ядерного электората ЛДПР, можно прогнозировать результат этого кандидата на уровне 4-8%.

Кандидат «Справедливой России» Л. Егорова является одним из самых слабых представителей этой партии в рамках осенней губернаторской кампании. Она не занимает никаких депутатских позиций и исполняет обязанности руководителя регионального отделения, являясь также помощником депутата Госдумы А.Крутова. На данный момент региональное отделение «Справедливой России» испытывает значительные трудности в связи с выходом из партии ее прежних местных лидеров. Фактически «Справедливая Россия» согласилась на роль технического участника кампании и может претендовать максимум на 3-4% голосов.

Одной из немногих интриг избирательной кампании считалось выдвижение кандидата от партии «Гражданская платформа». Высказывались предположения, что им может быть лидер региональной организации В.Матиенко, депутат Законодательного собрания, одна из влиятельных фигур региональной элиты. Однако он отказался от участия в выборах, очевидно, не видя в нем смысла. В итоге кандидатом стал поддерживаемый В.Матиенко Артур Пьянов, редактор спортивной газеты «Наша Сибскана», который не является значимой фигурой в регионе, хотя и пытается теперь привлечь к себе внимание. Уровень поддержки А.Пьянова (при условии прохождения муниципального фильтра), скорее всего, будет низок, не более 2-3%.

«Патриоты России» и Партия пенсионеров выдвинули лидеров своих региональных отделений Василия Проничева и Леонида Карнаухова. Карнаухов ранее заявил о себе неудачным участием в выборах мэра Ангарска (набрал 1,1%). В.Проничеву уже 71 год, он был когда-то аппаратным функционером, в том числе помощником сенатора В.Межевича, но пик его активности остался позади.

Наличие кандидатов от всех указанных партий (кроме КПРФ) во многом обусловлено желанием формально участвовать в электоральных процессах региона и не пропускать значимую кампанию. Выборы для них в данном случае – это еще одна возможность заявить о себе, однако без шансов на существенные результаты. По этой же причине маловероятно объединение оппозиции и поддержка единого кандидата, на роль которого теоретически мог бы претендовать С.Левченко.

В Иркутской области муниципальный фильтр составляет 5% (в абсолютных величинах — 259 депутатов). 40 подписей кандидаты в губернаторы должны собрать у представителей 32 или более муниципалитетов верхнего уровня (муниципальные районы и городские округа). Величина фильтра является невысокой, в целом «лояльной» для кандидатов, которые при правильной организации работы штаба или поддержке властей смогут его преодолеть.

Накануне начала активной фазы избирательной кампании очевидно, что в Иркутской области не будет раскола элиты, а оппозиционный электорат в значительных масштабах способен привлечь на свою сторону только кандидат КПРФ. Благодаря участию С.Левченко уровень конкуренции обещает стать существенным, но не критичным для С.Ерощенко. Врио губернатора имеет значительные шансы на победу уже в первом туре голосования с прогнозируемым результатом 60-65%. Особенностью предстоящей кампании, учитывая время ее проведения и специфику Иркутской области, может также стать относительно невысокая явка избирателей.


[1] Кандидат «Справедливой России», например, выиграл выборы в Саянске. В некоторых случаях единороссы уступили самовыдвиженцам.

[2] Законодательное собрание в верхней палате представляет В.Шуба, в прошлом – один из самых опытных депутатов Госдумы, рассматривавшийся в свое время и в качестве возможного кандидата на пост губернатора, когда шла борьба за кресло Б.Говорина.

[3] В 2015 году началась расконсервация знаменитого месторождения «Сухой Лог» (Бодайбинский район), которое является крупнейшим месторождением золотосодержащих руд в России. На данный момент на месторождении лицензирован только западный фланг, где компания «Полюс Золото» построила ГОК «Западный». В июне 2015 года было объявлено о том, что в Бодайбо появится территория опережающего развития (ТОР). 

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: