«Московский» и «ярославский» сценарии: рейтинг Фонда «Петербургская политика» (июль 2013 года)


Вышел очередной Рейтинг Фонда "Петербургская политика" за июль 2013 года, подготовленный при информационной поддержке агентства REGNUM и Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям.

К середине лета в региональной повестке дня окончательно вышла на первый план политическая тематика в связи с приближением единого дня голосования 8 сентября. Это происходит несмотря на то, что предстоящие выборы в целом не рассматривались как высококонкурентные: острая борьба ожидалась лишь в небольшом числе случаев. Однако множество сюрпризов — от регистрации Алексея Навального в Москве и Геннадия Гудкова в Подмосковье до ареста Евгения Урлашова в Ярославле и недопущения к выборам ряда ресурсных кандидатов в губернаторы нескольких регионов — превратило выборы 8 сентября в серьезный тест на устойчивость региональных политических систем и устоявшейся повестки дня.

В июле стало очевидным оформление различий между двумя моделями политических систем в российских регионах. На одном полюсе (Москва, Подмосковье, Екатеринбург) выборы в высокой степени отвечают представлениям о демократических процедурах не только сторонников власти, но и ее активных критиков. Выборы открывают возможность "выхлопа пара", дают импульс более мобильным и адаптированным к общественным ожиданиям повесткам дня кандидатов, а подчас и становятся местом решения "вопроса о власти". Второй полюс в большей степени близок к классической модели "имитационных демократий", в рамках которой административный (включая правоохранительный и судебный) ресурс мобилизуется на недопущение трансформации внутриэлитных противоречий в межпартийную борьбу, а факторы общественных настроений и легитимации итогов голосования расцениваются как сугубо второстепенные.

Конкуренция этих моделей вызывает большой интерес у элит других выборных регионов: можно ожидать, что в течение августа будут предприняты попытки реализовать на своей территории "ярославский" или, наоборот, "московский" сценарий. На многих территориях окончательный выбор еще не сделан.

Классификация регионов по уровню конкурентности выборов 8 сентября

Острая конкуренция Средний уровень конкуренции без жестких административных барьеров Низкий уровень конкуренции Подавление или репрессирование конкуренции
Губернаторы Москва, Московская область Хабаровский край Хакасия, Магаданская область Чукотка, Забайкальский край, Владимирская область
Региональные парламенты Забайкальский край, Владимирская область Бурятия, Калмыкия, Архангельская, Ивановская, Иркутская, Ростовская, Смоленская Ульяновская области Башкортостан, Чечня, Кемеровская область Хакасия, Якутия, Ярославская область
Главы городов Екатеринбург, Можайск Великий Новгород, Владивосток, Вологда, Воронеж, Петрозаводск, Северодвинск Абакан, Новокузнецк, Рыбинск, Хабаровск Волжский
Городские советы Екатеринбург, Красноярск, Тольятти Архангельск, Великий Новгород, Волгоград, Майкоп Белгород, Кызыл, Туапсе, Тюмень, Якутск Абакан, Рязань

Кроме того, возможно разворачивание интриги вокруг приемлемости для федеральной власти сосуществования двух указанных моделей. Сигналы, поступавшие в течение июля, свидетельствовали о готовности власти пойти на прежде казавшиеся невозможными шаги для стимулирования конкуренции на выборах — например, фактический демонтаж "муниципального фильтра". Однако альтернативные сценарии, предполагавшие репрессирование конкуренции, серьезного федерального противодействия не вызывали — равно как и объективно снижающие легитимацию итогов голосования минимизация использования КОИБов и отказ от видеонаблюдения в день голосования. Можно ожидать, что интерпретационная война вокруг оптимальности конкурирующих моделей (или допустимости их одномоментного сосуществования) станет одной из политических интриг второй половины 2013 года. Лидерами роста рейтинга по сравнению с июнем стали Татарстан и Ингушетия (по 0,3 балла). Увеличение показателей Татарстана связано с благоприятным проведением Универсиады. Несмотря на то, что многие организационные меры доставили очевидные неудобства жителям Казани (например, подчеркнуто репрессивные действия ГИБДД на въездах и выездах в город с целью минимизации количества автомобилей на дорогах), а сооружение олимпийских объектов порой сопровождалось скандалами, в целом серьезных эксцессов при проведении соревнований не произошло. В случае Ингушетии назначением Юнус-Бека Евкурова и.о. главы республики, скорее всего, поставило точку под длившейся несколько месяцев интригой вокруг возможной смены власти. Максимальное падение (-0,5 балла) зафиксировано в Саратовской области из-за резонансного конфликта в Пугачеве и Ярославской области в связи с арестом мэра областного центра и скандалами на выборах в местный парламент.

Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"

(5 августа 2013 года)

Топ-10 событий июля 2013 года в региональной политике

1. Регистрация Алексея Навального на выборах мэра Москвы

2. Арест и отстранение от должности мэра Ярославля Евгения Урлашова

3. Подготовка в российских регионах к единому дню голосования 8 сентября

4. Столкновения на межнациональной почве в Пугачеве (Саратовская область)

5. Проведение Универсиады в Казани

6. Назначение Юнус-Бека Евкурова и.о. главы Ингушетии

7. Отставки и.о. мэра Воронежа и мэра Томска

8. Вынесение обвинительного приговора бывшему губернатору Тульской области Вячеславу Дудке

9. Внесение Министерством регионального развития РФ изменений в список моногородов

10. Эпидемия африканской чумы свиней

РЕЙТИНГ

1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)

Регион Текущий рейтинг (рейтинг за май 2013) Динамика за месяц
Калужская область 8,3 (8,2) 0,1
Саха 8,1 (8,0) 0,1
Амурская область 8,1 (8,0) 0,1
Белгородская область 8,3 (8,2) 0,1
Сахалинская область 8,0 (7,9) 0,1
Пензенская область 8,4 (8,4) 0,0
Ямало-Ненецкий АО 9,0 (9,0) 0,0
Ивановская область 8,3 (8,4) -0,1
Мордовия 8,0 (8,1) -0,1
Хакасия 8,5 (8,7) -0,2
Чукотский АО 8,0 (8,2) -0,2

2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)

Регион Текущий рейтинг (рейтинг за апрель 2013) Динамика за месяц
Ростовская область 7,9 (7,7) 0,2
Тыва 7,1 (6,9) 0,2
Камчатский край 7,8 (7,7) 0,1
Магаданская область 7,4 (7,3) 0,1
Коми 7,4 (7,3) 0,1
Тюменская область 7,9 (7,9) 0,0
Вологодская область 7,7 (7,7) 0,0
Самарская область 7,7 (7,7) 0,0
Иркутская область 7,5 (7,5) 0,0
Санкт-Петербург 7,0 (7,0) 0,0
Ульяновская область 7,9 (8,0) -0,1
Тамбовская область 7,8 (7,9) -0,1
Ненецкий АО 7,8 (7,9) -0,1
Ханты-Мансийский автономный округ 7,5 (7,6) -0,1
Московская область 7,0 (7,1) -0,1
Ленинградская область 7,0 (7,1) -0,1
Еврейская АО 7,0 (7,1) -0,1
Свердловская область 7,7 (7,9) -0,2
Кемеровская область 7,5 (7,7) -0,2
Башкортостан 7,4 (7,6) -0,2
Марий Эл 7,4 (7,6) -0,2
Нижегородская область 7,2 (7,4) -0,2
Томская область 7,8 (8,1) -0,3
Москва 7,2 (7,5) -0,3

3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)

Регион Текущий рейтинг (рейтинг за апрель 2013) Динамика за месяц
Татарстан 6,9 (6,6) 0,3
Челябинская область 6,3 (6,1) 0,2
Курская область 6,8 (6,7) 0,1
Псковская область 6,6 (6,5) 0,1
Адыгея 6,2 (6,1) 0,1
Чечня 6,6 (6,6) 0,0
Астраханская область 6,6 (6,6) 0,0
Приморский край 6,5 (6,5) 0,0
Республика Алтай 6,3 (6,3) 0,0
Волгоградская область 6,0 (6,0) 0,0
Оренбургская область 6,0 (6,0) 0,0
Новосибирская область 6,9 (7,0) -0,1
Костромская область 6,8 (6,9) -0,1
Алтайский край 6,8 (6,9) -0,1
Чувашия 6,6 (6,7) -0,1
Липецкая область 6,4 (6,5) -0,1
Бурятия 6,3 (6,4) -0,1
Красноярский край 6,1 (6,2) -0,1
Омская область 6,0 (6,1) -0,1
Новгородская область 6,7 (6,9) -0,2
Хабаровский край 6,2 (6,4) -0,2
Тульская область 6,2 (6,5) -0,3
Калининградская область 6,1 (6,4) -0,3
Саратовская область 6,1 (6,6) -0,5

4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)

Регион Текущий рейтинг (рейтинг за апрель 2013) Динамика за месяц
Ингушетия 2,2 (1,9) 0,3
Карелия 5,1 (4,9) 0,2
Дагестан 1,6 (1,4) 0,2
Орловская область 4,9 (4,8) 0,1
Смоленская область 4,0 (3,9) 0,1
Кировская область 5,9 (5,9) 0,0
Краснодарский край 5,9 (5,9) 0,0
Мурманская область 5,3 (5,3) 0,0
Архангельская область 4,2 (4,2) 0,0
Воронежская область 5,8 (5,9) -0,1
Пермский край 5,5 (5,6) -0,1
Забайкальский край 5,5 (5,6) -0,1
Удмуртия 5,0 (5,1) -0,1
Владимирская область 4,7 (4,8) -0,1
Карачаево-Черкесия 4,2 (4,3) -0,1
Северная Осетия 4,2 (4,3) -0,1
Кабардино-Балкария 3,1 (3,2) -0,1
Тверская область 5,5 (5,7) -0,2
Рязанская область 5,2 (5,4) -0,2
Калмыкия 3,7 (3,9) -0,2
Брянская область 5,3 (5,6) -0,3
Ставропольский край 5,6 (6,0) -0,4
Курганская область 5,1 (5,5) -0,4
Ярославская область 5,0 (5,5) -0,5

Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости

Январь 2013 6,67
Февраль 2013 6,58
Март 2013 6,63
Апрель 2013 6,65
Май 2013 6,64
Июнь 2013 6,52
Июль 2013 6,47

Краткое описание Рейтинга

Рейтинг Фонда "Петербургская политика" публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации. Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 — максимальная оценка, 1 — минимальная. Внутри Рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц. В качестве Приложения публикуется Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц.

ИА REGNUM 
bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: