Тезисы премьера: советы и гарантии регионам


Премьер-министрДмитрий Медведев провел совещание с губернаторами по обеспечению сбалансированного социально-экономического развития субъектов федерации. Проблема закредитованных регионов, имеющих огромные госдолги, дефициты бюджетов и не способных зарабатывать большие деньги, известна давно, и рецептов для решения всех этих вопросов предлагалось немало. То, как теперь попытаются ее решить, выяснял «РК».

Требования и обещания сверху

В частности, председатель российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что необходимо уменьшить разрыв между богатыми и бедными регионами.

«Регионы, даже те, которые сидят за этим столом, у нас очень разные. Одни, даже в нынешних обстоятельствах демонстрируют весьма неплохой рост, другие не так быстро адаптируются к новым условиям. Конечно, нам нужно всем вместе выравнивать социально-экономические показатели по всей стране. Сделать это весьма сложно, с учетом того, что страна у нас очень большая и экономические условия, кадровые условия, демографическая ситуация у нас в разных регионах разные. К примеру, Псковская область, где мы собрались. Здесь нефти с газом нет, но есть уникальные памятники истории, область приграничная», – приводит его слова «Псковское агентство информации».

По его словам, «есть и общие для всех регионов рецепты», которые заключаются в том, что местные власти должны правильно расходовать деньги, в том числе «концентрировать ресурсы на более важных направлениях», эффективно внедрять проектные методы управления. При этом каждому субъекту необходимо зарабатывать самостоятельно, отмечает премьер, а подходы и объекты инвестирования могут отличаться в зависимости от территории.

«По-хорошему, каждый регион должен зарабатывать свои доходы сам. У нас немало примеров, когда регионы, где нет нефти и газа, смогли привлечь серьезные инвестиции, в том числе зарубежные. Это поддерживает их экономику», — цитирует главу правительства МИА «Россия Сегодня».

И, что важно, премьер поручил Минфину РФ помочь регионам с финансированием реализации тех федеральных полномочий, которые были им переданы сверху. Как пишет «Российская газета», сейчас правительство проводит полную инвентаризацию расходных полномочий регионов, чтобы точно знать, сколько стоят государственные обязательства на местах, и, основываясь на этом, настроить систему финансовой помощи субъектам Федерации. Работа должна быть завершена к сентябрю. Сегодня на финансирование полномочий, переданных с федерального на региональный уровень, в госказне предусмотрен 321 миллиард рублей, а с учетом внебюджетных фондов — около 1 триллиона. Однако первые результаты инвентаризации показали, что все равно этих средств недостаточно. Регионы вынуждены дофинансировать эти федеральные функции за счет собственных доходов. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга это обходится им в 10 миллиардов рублей.

Также правительство сейчас занимается систематизацией налоговых льгот, в том числе по федеральным налогам, зачисляемым в региональные бюджеты. Предполагается введение механизма «двух ключей», чтобы решения о предоставлении льгот, которые принимаются на федеральном уровне, вводились в действие органами власти регионов.

«Кроме того, в настоящее время профильные ведомства анализируют предложения о поэтапной отмене установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам. Все это должно повысить предсказуемость региональных и местных бюджетов», – отметил Дмитрий Медведев.

Регионы, которые достигают высоких показателей развития, должны получать дополнительную поддержку федерального центра, уверен премьер-министр. Поощрения заслуживают и лучшие муниципалитеты.

Оценки и предложения экспертов

Свою оценку тезисам премьер-министра Дмитрия Медведева дали, опрошенные «РК» эксперты. Так, профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук Ольга Кузнецова считает, что, с одной стороны, против того, что сказано премьер-министром Дмитрием Медведевым, возразить нельзя. «С другой – надо понимать, что нет ни одной страны в мире, которой удалось бы полностью сгладить различия между регионами по уровню их социально-экономического развития. Что в Германии, что в США, что в Европейском союзе в целом и других странах всегда есть регионы развивающиеся более динамично и менее динамично. Это объективные реалии, это то, что подтверждено и региональной теорией, и региональной экономикой, и самой жизнью. Поэтому, если мы рассчитываем на то, что у нас к 2025, 2030, 2050 и еще позднее не будет достаточно заметных различий между регионами по уровню социально-экономического развития, то это утопия. Ни в одной стране мира это проблему полностью не решили», – подчеркнула эксперт.
При Кузнецова еще раз обращает внимание на то, что слова Дмитрия Медведева корректны: «Глава кабмина делает акцент на то, что надо использовать потенциалы развитиям всех регионов. То есть одна из основных идей в том, что ни при какой модели федерализма, ни при каких масштабах финансовой помощи со стороны Центра нельзя ждать, когда вас накормят. Эту задача, которую регионы должны решать».

По словам Кузнецовой, сократить различия между регионами можно, как и снизить дотационность на отдельных территориях. «Если мы говорим о системе дотаций и трансфертов, то, опять же, это дело выбора. Есть страны, в которых в регионах, где есть возможность поддерживать жизнь на минимальном приемлемом уровне, то есть минимальном уровне социальной защиты, Центр свыше этого никакой помощи не оказывает. Это модель децентрализованного федерализма. Другая модель – модель кооперативного федерализма. В ней одна из задач государства – это обеспечение равноценных условий жизни на всей территории страны. Соответственно, помощь оказывается для поддержания равных условий жизни на каждой территории. Выбор из двух моделей – это вопрос идеологии и вопрос сложный, дискуссионный. Поэтому если мы стоим на пути децентрализованной модели, то мы можем сократить масштаб межбюджетных трансфертов. Хотя в итоге, как в Германии, когда-нибудь прийдем к кооперативной модели», – рассказывает она.

Вывод от Кузнецовой таков: «Все сказанное премьер-министром теоретически правильно и корректно, но технически все сложнее. Непонятно до конца, как все будет реализоваться на практике. Вероятно, в ближайшее время в документах профильных ведомств все расписано будет намного детальнее».

Главный экономист Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Миронов иначе оценил заявления премьер-министра. По его мнению, сказанного Медведевым недостаточно.
«Нужно предпринимать дополнительные меры, которые простимулируют развитие регионов, – уверен эксперт. – Надо признать, что в рамках проблемных регионов активно развиваться не получится. У отстающих субъектов, с одной стороны, нет стимула к наращиванию потенциала, потому что тогда он лишится поддержки из федерального бюджета (дотации), а с другой – будучи маленькой единицей такой регион не имеет значимых ресурсов для своего развития. Таким образом только единицы из субъектов могут последовать совету Медведева о том, что нужно развиваться, искать рецепты успеха».

По словам Миронова, нарастить инвестиции и ускорить развитие регионов можно с помощью конкуренции не на уровне субъектов, а на уровне федеральных округов. «То есть необходимо предать им большее значение, сделать так, чтобы руководитель округа назначался не президентом, а эту функцию выполняли по очереди руководители субъекта этого округа. Таким образом все регионы смогли бы развиваться в комплексе, а не обособленно. Мотивацией к развитию стала бы конкуренция с другими округами. В дальнейшем передовиков округа в качестве награды можно было бы назначать на федеральные должности. Это, как мне кажется, более эффективный подход, чем призывы премьер-министра, о которых завтра все забудут», – констатировал экономист.

Конкретно о каждом

Так как встреча с губернаторами проходила в Псковской области, приоритетное право на разговор с главой правительства получил глава региона-хозяина Андрей Турчак. Во-первых, он рассказал о дорожном строительстве в регионе. По словам Турчака, второй пусковой комплекс обхода Пскова поможет вывести грузовой транспорт из исторической части города, а кроме обхода регион строится новый мост в самом Пскове. Турчак заверил, что строительство моста планируется начать осенью текущего года, а завершить работы — к 2019 году, сообщает «Газета.ру» со ссылкой на МИА «Россия Сегодня».

В то же время Турчак уже во время совещания обратился к Медведеву с системной просьбой – пересмотреть критерии расчёта дотаций различным группам субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Он констатировал, что Псковская область является регионом с низкой бюджетной обеспеченностью, но при этом ежегодно уменьшаются дотации из федеральной казны на её выравнивание, с 2010 года сокращение составило 1 млрд 300 млн рублей. В то же время, отметил глава региона, бюджетная обеспеченность области осталась практически неизменной. В связи с этим он предложил «устранить перекосы в расчете дотаций в части изменения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности между группами субъектов». Также он призвал вывести акцизы на нефтепродукты за рамки межбюджетных отношений при определении налогового потенциала субъектов РФ для расчёта дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Андрей Турчак пояснил, что в Псковской области удельный вес таких акцизов высок и составляет порядка 18% в структуре налоговых и неналоговых доходов. По его словам, аналогичная ситуация складывается в более чем 10 регионах страны, передает «Псковское агентство информации».

В заключение своего выступления он попросил членов правительства ускорить принятие нормативно-правового акта, вводящего критерии нуждаемости при назначении социальных выплат. Губернатор попросил премьер-министра ускорить утверждение единых минимальных социальных стандартов и применение подушевой методики для расчёта дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. И заявил о необходимости изменить подходы к определению формулы софинансирования работ с Фондом содействия реформирования ЖКХ и закрепить её на уровне 50% на 50%.

Помимо Турчака на совещании выступил и глава Саратовской области Валерий Радаев, который в своем выступлении остановился на результатах работы по снижению долговой зависимости. В частности, он отметил, что за счет оптимизации расходных обязательств за период с 2012 года достигнут суммарный эффект порядка 13 млрд рублей.

«При этом объем дополнительных полномочий, связанных с выполнением решений федерального уровня, оценивается за тот же период в 17 миллиардов. То есть практически весь прирост обеспечен за счет внутреннего перераспределения финансовых средств», — приводит его слова портал «Регион-64».

Также особое внимание было уделено Крыму – но уже после совещания. Соответствующие поручения появились вечером на сайте правительства. Медведев потребовал от руководства Крыма и Севастополя обеспечить контроль за безусловным соблюдением сроков дорожных работ, их качества и стоимости. Минфину РФ, в частности, поручается определить источники финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по строительству автодороги «Таврида» от Керчи до Севастополя, приведения в нормативное состояние связанных с «Тавридой» объектов улично-дорожной сети Севастополя. Также в федеральном бюджете должны быть найдены средства для строительства автодороги и автоперехода в Керчи к транспортному переходу через Керченский пролив; по строительству объездной автодороги Симферополя на участке Дубки — Левадки; по строительству автодороги к аэровокзальному комплексу Симферополя и автодороги Симферополь — Евпатория – Мирный. Также в нормативное состояние должна быть приведена автомобильная дорога Симферополь — Алушта – Ялта, передает Интерфакс.

Старые рецепты

Два месяца назад очередное громкое обсуждение темы доходов и расходов регионов начала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Как отмечали в «РК», сенатор предложила больше налоговых доходов оставлять в бюджетах регионов, а не передавать федералам – об этом же нередко говорят и главы регионов. Матвиенко заявляла, что финансовое положение большинства регионов РФ в последние пять лет ухудшилось, и в 76 субъектах зафиксирован дефицит бюджета. Также спикер Совфеда указывала на высокую дифференциацию доходов населения в разных регионах, назвав это «тревожным фактором для федеративного государства».

В то же время вице-премьер Дмитрий Козак представил Совету федерации готовящиеся правительством основы региональной политики. Он заявил, что перед правительством по-прежнему стоит задача перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами. Главной проблемой регионов господин Козак назвал нехватку ресурсов для исполнения полномочий.

Тогда же директор регионального направления «Эксперт РА» Владимир Горчаков заявил, что слова Козака – не принципиально новый подход к взаимоотношениям центра и регионов, а скорее расстановка акцентов, указание на то, что в условиях кризиса к вопросу расходования средств в регионе нужно подходить ответственно.

«Обращаю внимание, что кризис в региональных бюджетах длится уже два года. И поэтому еще раз подчеркну, что если из федерального бюджета выделяются дополнительные деньги на какие-то проекты в регионе, то расходование будет проверено и в случае неоптимального, либо ложного расходования ответственность глав регионов логична. Об общих полномочиях субъектов говорилось давно, также, как и о персональной ответственности губернаторов за исполнение майских указов президента, которые были разработаны в 2012 году. Позже появилась и персональная ответственность глав регионов за показатели дефицита и долга. То есть это продолжение той же политики только с новыми акцентами. Важно заметить, что заявления Козака никак не вступают в противоречие с позицией Совфеда о том, что регионам нужно дать больше самостоятельности и позволить оставлять некоторые налоги за собой», — заметил он.

В свою очередь руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников беседе с «РК» дал несколько советов властям о том, как снизить нагрузку на субъекты.

«Во-первых, для того, чтобы снизить объем долга (уже работает) применяется практика бюджетных кредитов. Они в несколько раз дешевле банковского кредитования. Во-вторых, многие дополнительные доходы, которыми можно приберечь, будут перераспределять в сторону субъектов. В частности, Минфин готов вернуться к практике перераспределения акцизов из федерального бюджета в пользу регионального бюджета. И это также существенная поддержка. В-третьих, может помочь укрепление различного рода трансфертов из федерального бюджета в адрес регионов. Их количество можно сократить, укрупнив их по максимуму, и у региональных финансистов будет более уверенное управление этими суммами», – резюмировал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: