Сигнал от полпреда: губернаторам советуют не вмешиваться в кадровую политику федеральных властей
Полпред президента в ПФО Михаил Бабич предупредил губернаторов о «последствиях» за необоснованное вмешательство в кадровую политику региональных отделений федеральных органов власти. Бабич назвал «беспрецедентной» ситуацию в Марий Эл, где республиканское руководство сопротивлялось назначению нового руководителя УФНС по региону, объясняя свою позицию тем, что этот управленец – «не местный». Эксперты называют случай в Марий Эл «тревожным симптомом» и говорят, что в будущем следует отказаться от практики согласования с губернаторами назначений в территориальные органы власти. Подробности – в обзоре «РК».
«Беспрецедентная ситуация» в Марий Эл
Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич дал жесткую оценку истории в Марий Эл, где глава региона Леонид Маркелов противился назначению нового руководителя территориального Управления ФНС Кирилла Князева.
«У нас существует процедура согласования по отдельным категориям должностей с руководителями субъектов. И это имеет свой смысл. Но когда мы, федеральные органы исполнительной власти запрашиваем позицию региональных властей, эта позиция должна быть аргументирована и обоснована. Не может быть принята позиция « мы не хотим такого-то то человека, потому, что он не местный, а мы растим местные кадры». Вы местные кадры назначайте на местные должности, а то некоторые местные кадры у вас то в тюрьму попадают, то уголовными делами обрастают. Вот вы за них и отвечайте, а за федеральные кадры будут отвечать соответствующие федеральные министры», — цитирует слова Бабича РИА ФедералПресс.
По словам Бабича, «беспрецедентный» случай в Марий Эл получил жесткую оценку со стороны министерства финансов РФ, ФНС и аппарата полпредства. «Никаких обоснованных возражений мы не увидели против Князева, который переезжал из Кировской области в Марий Эл, то есть на территории одного округа находился. В результате было принято решение назначить его без согласования. Такой порядок предусмотрен законодательством», — сообщил полномочный представитель президента.
Он также добавил, что позиция властей Марий Эл стала поводом для проверки работы остальных представителей федеральной власти в регионе, чтобы выяснить, «какие задачи они выполняют, кому подотчетны и нет ли там конфликта интересов». «По некоторым позициям мы действительно увидели конфликт интересов, по этим лицам будут проведены мероприятия соответствующие, чтобы либо конфликт интересов был исчерпан или эти люди поменяли свои должностные предназначения», — рассказал Бабич.
Подводя итог, полпред подчеркнул, что федеральные органы власти будут самостоятельно проводить свою кадровую политику в регионах. «Мы с огромным уважением относимся к позиции региональных властей, если только она имеет под собой какое-то логическое обоснование. Такие замашки, «хочу не хочу, буду не буду, люблю не люблю» здесь не уместны и будут иметь соответствующие последствия», — предупредил Бабич.
Позиция Маркелова
Кирилл Князев возглавил Управления ФНС по Марий Эл в начале ноября. В новой должности Князева представил заместитель приволжского полпреда Алексей Сухов, писал ИА REGNUM. Как сообщил Сухов, Князев до своего назначения на новую должность находился в кадровом резерве полномочного представителя президента России в ПФО.
Кирилл Князев в 2002 году окончил Вятскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «Экономика и управление аграрным производством»; в 2010 году — Московскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция». В налоговых органах работает с 2002 года на различных должностях. С августа 2014 года был заместителем руководителя УФНС России по Кировской области
До назначения Князева сразу несколько изданий сообщали, что глава Марий Эл Леонид Маркелов отказался согласовывать кандидатуру нового руководителя УФНС. Впрочем, сам Маркелов утверждал, что «никакой войны, конфликта» по данному вопросу нет.
«Если вы хотите предысторию, то после увольнения Фарида Ханафеева по инициативе руководителя налоговой службы России, господина Мишустина, был назначен исполнять обязанности господин Шаповалов. Я кандидатуру согласовал. Неожиданно ветер поменялся в другую сторону, и мне прислали другую кандидатуру. И поскольку была неясность, то я предложил руководителю налоговой службы России принять самостоятельное решение. Что касается нового начальника, никакой на него аллергии нет. Дай Бог ему здоровья, пусть работает. Но ответственность за его работу будет нести тот, кто его назначил», — приводит заявление Маркелова ИА REGNUM со ссылкой на телеканал «Регион 12».
Замашки из 90-х и варианты решения проблемы
Эксперты отмечают, что проблемы при согласовании кандидатур на посты руководителей территориальных отделений федеральных органов власти в регионах возникали и раньше, но они были «технического свойства». По словам вице-президента Центра моделирования стратегического развития Григория Трофимчука, «с таким градусом ситуация по московским назначенцам проявляет себя впервые», и это является «тревожным симптомом, особенно на фоне вялотекущего экономического кризиса, когда субъекты Федерации прямо ставят вопросы о нехватке средств».
«Суть проблемы, на мой взгляд, достаточно проста. Налоговая служба, как и другие профильные органы, будет обязана в условиях кризиса, проводить более жесткую политику, осуществлять жесткий контроль за состояние дел на местах. Полпреду Бабичу придется найти максимально приемлемую формулу для разрешения этого конфликта, чтобы он не тиражировался, не экстраполировался на другие регионы, что вполне вероятно. Думаю, что новому главе Управления ФНС по Марий Эл надо также выступить с предложением, и сказать, например, что целью его программы является оптимизация налоговой системы, при которой в республике будет оставаться больше денег», — рассуждает Трофимчук. По его мнению, давить на Маркелова в этой ситуации противопоказано, поскольку тогда конфликт перейдет в чисто политическую плоскость. «Нужно учитывать, что этот сюжет развивается в национальной республике, а не просто в субъекте РФ. Поэтому, чтобы все это не перетекло в политическую сферу, надо на уровне каких-то административных решений найти наиболее приемлемые варианты», — полагает эксперт.
Политолог, профессор ГУ ВШЭ Олег Матвейчев заявил, что вмешательство губернаторов в кадровую политику территориальных подразделений федеральных органов власти – «это замашки из 90-х годов»,
когда главы регионов «выторговали себе право согласовывать все кандидатуры по всем ведомствам». Потом, по словам эксперта, «на это перестали обращать внимание», и «рецидивы таких согласований заметны только в некоторых местах». «Понятно, что они есть в Чечне, Татарстане, наверняка, с Тулеевым там все согласовывали, или Москва, где опять же без согласования эти назначения не проходят. То есть в итоге около пяти таких субъектов Федерации с особой, скажем так, историей, но Марий Эл к ним явно не относится. Попытки влезть в категорию тех субъектов, которые обладают такой привилегией, больше наносят урон тому, кто пытается вмешаться, нежели приводят к какому-то эффекту», — сказал Матвейчев в разговоре с корреспондентом «РК».
Политолог считает, что согласования с губернаторами назначений в территориальные органы власти «должны просто уйти из практики». «Чтобы не было таких привилегированных субъектов, чтобы руководители регионов и знать не знали, кого на следующий день назначат в территориальных подразделениях органов власти », — уточнил Матвейчев.
Роль полпредств
Стоит добавить, что в рамках недавнего заседания экспертного клуба «Регион» политологи обсуждали новые модели взаимодействия федерального центра с регионами и роли полпредств в этой системе.
Так, в ноябре «URA.Ru» сообщало о возможности ликвидации института полпредств. По мнению модератор клуба «Регион», генерального директора «Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, полпредство – это «долгосрочный механизм», который «не отменишь». «Есть задача консолидации групп регионов по территориальному признаков и по целому ряду еще, в том числе, с точки зрения безопасности, единства инфраструктуры и так далее. И мне кажется, что от полпредств мы вряд ли уйдем», — отметил Дмитрий Орлов.
Он подчеркнул, что «необходимо создать интегрированную модель влияния федерального центра на ситуацию в регионах». «В нее должны войти федеральные инспекторы, кураторы, вице-губернаторы по внутренней политике, система независимого мониторинга, ОНФ, МКС «Единой России», полпредства. Ясно, что общая роль кураторов возрастает. Их станет больше, и это должны быть опытные люди, способные не только следить за ситуацией, но и эффективно влиять на нее. А независимый мониторинг должен снижать угрозу коррупции в действиях кураторов. Полпредства – достаточно эффективно влияют на ситуацию в регионах. А вот в каких они будут находиться отношениях с кураторами — это вопрос, который предстоит разрешить. Вообще в интегрированной модели должны быть созданы параллельные инструменты влияния и контроля. При этом критерии оценки, напротив, должны быть унифицированы (кроме статистики и социологии, поступающих в федеральный центр от специальных структур)», — сказал Орлов.
Политолог Максим Жаров считает, что стоит говорить о «мозаичной системе» взаимодействия центра с регионами. «То есть здесь, на мой взгляд, нет какого-то такого однозначного решения, что вот, давайте мы в одночасье сделаем вот такую систему, и столько-то звеньев, и она будет управляться так-то. Наверное, стоит говорить о какой-то системе мозаичной, когда выделяется некая группа регионов – допустим, со специфическими руководителями, в принципе управлением этими регионами – то есть это Татарстан, Чечня, Башкирия та же самая. Регионы, как в Сибири, где есть мощные финансово-промышленные группы, которые там внутри регионов сидят, и в принципе управляют этими регионами», — полагает Жаров.
Подробнее о заседании клуба читайте в обзоре «РК».