Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

29.03.2017

Реформа МСУ: от совета до закона

Владимир Путин обновил состав своего совета по развитию местного самоуправления. В него вошли новые федеральные чиновники - министры юстиции, строительства и ЖКХ, экономического развития и финансов. Параллельно с этим Совет Федерации одобрил скандальный закон о преобразовании муниципальных районов в городские округа. О том, что теперь ждет муниципальных чиновников и депутатов, расскажет «РК».

Совет да реформа

Указ о новом составе Совета по развитию местного самоуправления был размещен в среду на официальном портале правовой информации. Председателем Совета вновь стал сам Владимир Путин, заместителем председателя остался премьер-министр Дмитрий Медведев, пишут «Известия». Также сохранили членство вице-премьер Дмитрий Козак и глава Конгресса муниципальных образований и депутат Госдумы Виктор Кидяев.

В связи с кадровыми перестановками изменились представители администрации президента (АП) — в совет вошли глава АП Антон Вайно, его первый заместитель Сергей Кириенко, начальник управления президента по внутренней политике Андрей Ярин. Также президент ввел в совет четырех министров — юстиции, строительства и ЖКХ, экономического развития и финансов Александра Коновалова, Михаила Меня, Максима Орешкина, Антона Силуанова. Региональный состав совета по МСУ президент изменил полностью, а в муниципальном остались главы Пскова Иван Цецерский и Красноярска Эдхам Акбулатов.

Член совета, глава комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению Дмитрий Азаров прокомментировал новые назначения и рассказал о предполагаемых направлениях работы. Он в частности отметил приход новых федеральных министров в президентскую структуру.

«Это было необходимо, ведь очень многие вопросы, которые поднимают муниципалитеты, касаются и межбюджетных отношений, доходов территорий», - цитирует его «Российская газета» со ссылкой на МИА «Россия Сегодня».

Один из векторов работы, полагает Азаров, это переход от местного управления к единому самоуправлению, и «во многих российских населенных пунктах этот шаг еще только предстоит сделать».

Отдельно, в беседе с ИА Regnum, Азаров отметил обновление в муниципальной части совета.

«Здесь мы имеем самое широкое географическое представительство — буквально от Сахалина до западных границ нашей страны, от самых северных территорий — Ямало-ненецкого автономного округа до Крыма. И мне кажется, что включение в Совет представителей муниципальных образований Крыма — крайне важное решение. Безусловно, устройство местного самоуправления в Крыму сегодня развивается активно. Общероссийский конгресс муниципальных образований активно помогает муниципалитетам Крыма как можно быстрее освоить все нюансы и тонкости действующего российского законодательства. И представители муниципальных образований Крыма, а в данном случае это городской округ Евпатория, мне кажется очень важным. Конечно, стоит отметить и что в муниципальной части Совета представлены и все виды муниципальных образований ‑ и городские округа, и сельские поселения, и муниципальные районы, и городские поселения, и новый вид муниципальных образований — внутригородские муниципальные районы», - цитирует его агентство.

Глава Красноярска, первый вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Эдхам Акбулатов также сказал о том, что необходимо менять - на сегодняшний день «очевидно существует дисбаланс между полномочиями, конкретностью тех полномочий, которые должны исполнять различные органы местного самоуправления, и финансовыми основами, которые должны обеспечить качественное исполнение данных полномочий».

«Это, безусловно, касается вопросов и корректировки налогового законодательства, и корректировки межбюджетных отношений — как в масштабах всей страны, так и в масштабах отдельных регионов, и это, действительно, очень серьезная проблема. И эта тема неоднократно поднималась на различных площадках. Поэтому я считаю, что Совет должен рассматривать и готовить соответствующие предложения, касающиеся вот таких институциональных решений, которые необходимо принимать, для того, чтобы можно было бы обеспечить исполнение реформы местного самоуправления, качественного исполнения тех задач, которые предусмотрены Конституцией и законами, регулирующими работу органов местного самоуправления», - приводит его слова ИА Regnum.

Неумолимый законопроект

Который вот-вот уже станет законом, недавно был принят Советом Федерации. А значит, что от его окончательной реализации страну пока отделяет только подпись президента. Речь идет о документе, предложенном подмосковной элитой, правовом акте, который на федеральном уровне легализует преобразование муниципальных районов с множеством администраций и советов депутатов поселений, входящих в их состав,  в единые городские округа.

В Госдуме закон был принят силами единороссов. Фракции КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России»   за него не голосовали . А накануне муниципальные депутаты Подмосковья обратились к президенту с просьбой наложить на закон вето, пишет «Коммерсант».

В СФ закон также поддержали не все сенаторы — из 150 человек десять воздержались. Представлявший его первый замглавы комитета по МСУ Сергей Катанандов заявил, что сенаторы «не были готовы принять закон».

Не поддерживать закон призвал сенатор Вячеслав Мархаев (Иркутская область). Он считает, что закон «ухудшит управление, потому что интересы составляющих городской округ поселений не будут в нем представлены», приведет к увеличению числа чиновников и «бесконтрольному распоряжению землями поселений». Первый замглавы комитета СФ по МСУ Степан Киричук отметил, что закон «расширяет вариативность форм управления», но в регионах «не понимают, как можно улучшить управление, не уменьшая представительства поселений». Он подчеркнул, что «федеральный законодатель исходит из того, что предлагаемая форма будет реализовываться в регионах исходя из необходимости, но без злоупотреблений»

По словам сенатора, СФ вместе с Минюстом будет  мониторить действие закона , чтобы через год обсудить его правоприменение. Возглавляющий экспертный совет Всероссийского совета местного самоуправления сенатор Вячеслав Тимченко предложил регионам вариант сохранения представительных органов.

«Если преобразовать городские округа в городские округа с внутренним делением, то доступ населения к депутатам не теряется, а управление концентрируется в центре»,— считает он.

Сенатор пояснил, что внутригородские муниципальные образования «де-факто поселения», в которых по закону о МСУ можно образовывать администрации и «избирать советы депутатов». 

Что делать с округами

С конца прошлого года на федеральном уровне не утихает обсуждение муниципальной реформы в Подмосковье, ради оправдания которой в Госдуму депутатом от Подмосковья Михаилом Терентьевым были внесены вышеописанные поправки в законодательство. «РК» уже неоднократно писал об этом во всех подробностях – поселения, входящие в состав муниципальных районов, теряют статусы самостоятельных муниципалитетов, лишаются собственных администраций, бюджетов и советов депутатов, объединяясь в городской округ с единой исполнительной и представительной властью.  Противники реформы утверждают, что бьет по суверенитету поселений, правам жителей на чиновников и депутатов, находящихся в ближайшем доступе и решающих проблемы конкретной территории. Сторонники перемен говорят об упрощении системы муниципального управления, создании «единого окна» для обращений граждан, которые путаются в системе органов власти, сокращении лишних чиновников и экономии средств.

Вернемся же к федеральному законопроекту Терентьева. Документ в первую очередь определяет понятие «городской округ».

«Городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями»,— говорится в подготовленном им документе.

В действующей редакции закона городской округ — это «городское поселение, которое не входит в состав муниципального района».

 Кроме того,  согласно поправкам Терентьева, муниципальный район возможно будет упразднить, если на создание единого городского округа дают согласие собрания депутатов всех муниципалитетов района. Пока в законе об МСУ четко зафиксирована только процедура присоединения поселения к городскому округу, оно проходит после публичных слушаний с согласия местных собраний.

Что же касается самих скандалов, то с конца прошлого года «РК» описывал акции протесты, которые проходили в Московской области  в связи с муниципальной реформой. Особенно активными были жители Томилино Люберецкого района. А 21 февраля участники Конгресса местного самоуправления приняли обращение к премьеру Дмитрию Медведеву и руководителям силовых структур с просьбой дать правовую оценку реформе местного самоуправления в Подмосковье. Авторы документы просили проверить «многочисленные факты насильственного упразднения органов МСУ в муниципалитетах Московской области».

Вице-премьер областного правительства Александр Костомаров тогда заявил изданию, что «основная идея преобразований — повышение эффективности муниципальной власти». Он подчеркнул, что «законность изменений организации МСУ подтверждена судебной практикой, в частности апелляционным определением Верховного суда РФ, решением Московского областного суда». В свою очередь Мособлдума 1 марта объявила, что благодаря муниципальной реформе удалось сэкономить около 2 млрд. рублей.


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru