Работа над бюджетами: регионы и центр разошлись в цифрах


Власти Карелии официально признали, что у региона нет денег на повышение зарплат бюджетников в 2017 году в рамках исполнения майских указов президента. В связи с этим власти республики обратилась за помощью к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Как на эту просьбу отреагировали в правительстве РФ, пока не известно. Но при этом уже очевидно, что регионы и федеральные органы власти расходятся в оценке итоговой суммы дефицита бюджетов. Правительство РФ полагает, что общий дефицит кошельков всех субъектов составляет 15 млрд. руб., в то время как сами регионы оценивают этот показатель в 1,1 трлн. руб. В причинах таких разночтений попытался разобраться «РК».

Карелия просит помощи

Карелия стала первым регионом, который публично признал нехватку денег на повышение зарплат бюджетникам по майским указам президента. Регион, где в этом году сменился губернатор, официально попросил помощи у премьер-министра Дмитрия Медведева и Минфина России, сообщает РБК.

Для достижения целевых показателей оплаты труда врачей, учителей, соцработников и работников культуры «потребность средств бюджета Республики Карелия на 2017 год составляет 783 млн руб., из них на оплату труда медицинскому персоналу — 97,4 млн», сообщил карельский Минфин. Дефицит финансирования на повышение зарплат учителей составляет 215 млн руб., говорила ТАССу еще в сентябре первый замминистра образования Карелии Татьяна Васильева.

Как пишет РБК, согласно сентябрьскому поручению вице-премьера Ольги Голодец с 1 октября 2017 года зарплаты врачей по всей стране были повышены до 180% от среднего трудового дохода в соответствующих регионах, среднего медицинского персонала — до 90% и младшего — до 80%.

«Проблемы несбалансированности бюджета Республики Карелия, связанные с выпадающими доходами по налогу на прибыль организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, ограничения по государственному долгу, превышающему 100% собственных доходов, и бюджетному дефициту не позволяют без дополнительной помощи из федерального бюджета обеспечить в полном объеме расходы на реализацию указов президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы», — объясняет карельский Минфин.

В Карелии один из самых высоких по стране уровней госдолга с точки зрения соотношения с собственными доходами: собственные доходы Карелии в 2017 году планируются в размере 22,4 млрд руб., а госдолг на 1 октября составляет 22,7 млрд руб. (соотношение 101,1%).

Также регион и федералы предоставляют журналистам разные данные о финансировании через Фонд обязательного медицинского страхования. Так, по данным карельского Минфина, у ФОМС есть «недостаток средств» в объеме 97 млн руб. на повышение зарплат медработников республики.

«В своей части Федеральный фонд ОМС обязательства выполняет — в перечисляемой фондом субвенции территориальному фонду полностью учтены объемы, необходимые для исполнения майских указов президента», — возражает представитель ФОМС.

Расхождение на триллион

Похожее по смыслу, но более значимое расхождение между данными о деньгах у федералов и регионалов продемонстрировал доклад главы Счетной палаты Татьяны Голиковой. Общий дефицит региональных бюджетов, по оценкам самих регионов, составит в 2017 году 1,1 трлн руб., тогда как правительство оценивает их дефицит по итогам года лишь в 15 млрд руб., сообщила Голикова на пленарном заседании Госдумы 18 октября. Оценки регионов и федерального центра, таким образом, расходятся в 70 раз, следует из цифр, приведенных Голиковой.

По мнению Голиковой, регионы существенно завышают те расходы, которые планируют себе в процессе исполнения бюджета, исполнить такие завышенные статьи «практически нереально».

И вот в чем дело. По состоянию на 1 октября регионы запланировали свои доходы в 2017 году на общую сумму 10,1 трлн руб., а расходы — на 11,2 трлн руб., привела актуальные данные глава Счетной палаты. Прогнозируемый дефицит, таким образом, составляет около 1,1 трлн руб. Однако, согласно «Основным направлениям бюджетной политики», приложенным Минфином к проекту федерального бюджета на следующие три года, дефицит региональных бюджетов составит 15 млрд руб.

«Такая разница связана с более высокой оценкой правительством доходов, чем оценивают регионы, — это 500 млрд руб., и существенно меньшим, на 510,5 млрд руб., [ожидаемым] исполнением расходов», — заключила Голикова, призвав Минфин проанализировать небрежности при планировании региональных бюджетов. Ее слова приводит РБК.

Впрочем, профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ, доктор географических наук Алексей Скопин с Голиковой и правительством не согласен. Он полагает, что на самом деле дефицит бюджетов регионов составляет еще больше, чем заявляют они сами – 2,5 трлн руб.

«Регионы оценивают аккуратно, а правительство оценивает явно неадекватно. Видимо оценивается то, что можно признать практически безнадежными долгами, то есть то, что регионы точно не могут отдать на сегодняшний день. Поэтому у правительства всегда сверхоптимистичный взгляд на то, что творится с региональными бюджетами, регионы же оценить дефицит могут более точно. У нас очень большие проблемы с реальным оцениванием долговой нагрузки. В этом главная проблема для принятия управленческих решений. «Майские указы» привели к тому, что регионы, за последние, как минимум, шесть лет очень активно сокращали свои расходы. Это касается в первую очередь образования, здравоохранения и так далее. Достигнуты пределы, то есть все, что можно было сократить, было сокращено», — сказал он.

В свою очередь, профессор, почетный президент саморегулируемой организации «Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов» Дмитрий Яковенко отмечает, что налоговая система, при которой субъектам уходят не самые большие поступления от имущественных налогов, сегодня не очень справедлива. И прежде всего она несправедлива к регионам-донорам. Отсюда, очевидно, и нехватках средств.

«Таким образом, налоговый потенциал регионов, который рассчитывает Минфин РФ – это лукавые цифры, в реальности по большинству регионов недостижимые. Налоговая система в настоящее время является несправедливой по отношению к регионам-донорам, к которым мы можем отнести, например, Самарскую область. Она не стимулирует развитие собственного налогового потенциала регионов. Регионы несут основную нагрузку по решению проблем образовательных, медицинских, социальных и других, в решении которых заинтересованы граждане – избиратели. Федеральный же бюджет ориентирован на финансирование, в первую очередь, силовых министерств», — заявил эксперт.

Реструктурировать долги и принять бюджеты

Тем временем регионам нужно еще отдавать долги и федеральному правительству. 19 октября на заседании омского областного правительства обсуждался вопрос соответствующей политики региона на 2018-2020 годы. Как рассказал министр финансов субъекта Вадим Чеченко, область намерена участвовать в президентской программе по реструктуризации бюджетных кредитов.

Программа позволит выплачивать госдолг с семилетней рассрочкой. В первые два года нужно возвращать в федеральный бюджет по 5 % от общего долга ежегодно, в третий год — 10 %, с четвёртого по седьмой годы — по 20 %. Условием является сокращение доли коммерческих кредитов до 50 % от налоговых и неналоговых доходов.

В последние четыре года область рассчитывает на еще одну реструктуризацию, по которой срок кредитов можно будет продлить до 12 лет. Для этого необходимо, чтобы в 2018-2019 годах прирост налоговых и неналоговых доходов превышал уровень инфляции.

«Объем бюджетных кредитов, которые Омская область должна вернуть федеральному бюджету, составляет 16,4 млрд руб. Если регион участвует в реструктуризации, то в 2018-2019 годах платежи составят по 821,1 млн руб. в год. В противном случае в ближайшие два года нам необходимо будет вернуть большую часть суммы — 14,6 млрд руб., что придется делать либо за счет сокращения расходов бюджета, либо за счет привлечения дополнительных банковских заимствований и роста расходов на обслуживание госдолга», — пояснил возможные варианты Чеченко.

По словам министра, в случае положительного исхода областной бюджет сможет сэкономить более 1 млрд рублей. Бурков настоял, чтобы регион попал в программу.

В следующем году, по проекту регионального Минфина, бюджет должен быть профицитным: 71,1 млрд рублей доходов и 71 млрд рублей расходов. Ранее ведомство объявило пять аукционов по перекредитованию области на 8 млрд рублей, передает ИА «Омск Здесь».

Аналогичную возможность погашения бюджетных кредитов предоставили и Тверской области. В ближайшие два года региону будет предоставлен шанс ежегодно выплачивать по 5% долга по бюджетным кредитам, что позволит за это время уменьшить платежи по бюджетным кредитам на 7,3 млрд руб., пишут «Тверские ведомости».

Доходы бюджета в 2018 году составят 51,8 млрд рублей. Расходы в проекте бюджета обозначены в сумме 53,3 млрд рублей. Новый бюджет заметно изменился, считают участники заседания, созванного под руководством губернатора Игоря Рудени. В первую очередь, в связи с тем, что выбрана инфраструктурная составляющая развития области. В прошлые годы в бюджетной политике выбиралось решение вопросов управления внешним долгом, сегодня же речь идет о реализации инфраструктурных проектов. Как обозначил Игорь Руденя, бюджет ориентирован на обеспечение равномерного социально­-экономического развития городов и районов Тверской области.

Руденя отметил, что в 2018 году местный бюджет ориентирован на поддержку приоритетных направлений – дорожного строительства, сельского хозяйства, промышленности, туризма, малого и среднего бизнеса. На это направлено около 6,5 млрд рублей.

Еще более 2,1 млрд рублей выделено на реализацию адресной инвестиционной программы. Она предусматривает строительство и реконструкцию школ и детских садов, больниц и поликлиник, спортивных объектов, продолжение газификации региона и модернизацию объектов ЖКХ. В числе приоритетов также выполнение «майских» указов президента РФ, поддержка социальной сферы. В тренде остается и курс на привлечение федеральных средств, которые опять же пойдут на развитие региона.

В программу реструктуризации войдет и Саратовская область. Верхний предел государственного внутреннего долга области, по состоянию на 1 января 2019 года, запланирован в сумме 52,08 млрд руб. Через два года планируется сокращение госдолга, по состоянию на 1 января 2021 года, он должен составить 48,5 млрд руб.

«Заимствования будут осуществляться в объеме, необходимом для погашения задолженности с учетом предстоящего вхождения в программу реструктуризации. Объем долговых обязательств и расходы на обслуживание долга укладываются в законодательно установленные ограничения», — цитирует «Коммерсант» министра финансов Саратовской области Александра Выскребенцева.

При этом бюджет, согласно документации министерства, в 2018 г. будет бездефицитным. В предложенном минфином документе расходы бюджета соответствуют доходам и составляют 77,71 млрд руб. Глава регионального минфина также отметил, что условия подписанных с министерством финансов РФ соглашений о предоставлении дополнительной финансовой помощи предусматривают проведение субъектом «сдержанной политики» в отношении установления и исполнения расходных обязательств на период 2018–2020 годов. Для достижения этого меры социальной поддержки будут предоставляться «на основе адресности и нуждаемости», что, по словам Александра Выскребенцева, повысит их эффективность.

При этом министр отметил, что сохраняется социальная направленность бюджета. На финансовое обеспечение функционирования отраслей соцсферы из областного бюджета планируется направить 55,6 млрд руб., что составляет более 70% от общих расходов. Запланирована индексация оплаты труда бюджетников ежегодно с 1 декабря в 2018–2020 годах на прогнозный уровень инфляции — 3,8%. Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов увеличен на 21%, или 497,5 млн руб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: