Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

17.11.2017 / Регион: Ямало-Ненецкий автономный округ

Послание Кобылкина: бездефицитный бюджет и амбициозные задачи

Развивать речной, авиационный и автомобильный транспорт, усилить социальную поддержку ямальцев, продолжать выполнять сложные экономические задачи и, конечно же, помогать бизнесу – такие планы ставит перед собой и своими подчиненными глава Ямала Дмитрий Кобылкин в рамках послания местным элитам . Эксперты отмечают эффективную работу региональных властей, одним из результатов которой стало принятие бездефицитного бюджета. Подробности – в обзоре «РК».

Экономическая политика

16 ноября глава Ямала Дмитрий Кобылкин выступил с ежегодным посланием. Глава региона подвел промежуточные итоги развития округа, а также обозначил приоритетные задачи на ближайшие годы. 

 Было подчеркнуто, что бюджет региона впервые за последние пять лет принят бездефицитным. Более 80% средств идёт на социальные обязательства. За 6 лет расходы на социальную сферу выросли почти в 2 раза, сообщает портал органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Майские указы президента РФ  остаются в приоритете, и в этом году на их реализацию было предусмотрено 43 млрд рублей, 73% из них – средства окружного бюджета.

И это несмотря на то, что  сегодня на Ямале действует 31 налоговая льгота. В прошлом году ими воспользовались почти 700 организаций, что составляет порядка 14 млрд рублей. Со следующего года начнут действовать меры поддержки для новых участников малого бизнеса, передает «Федерал Пресс».

Отдельно Кобылкин упоминал и про то, какая часть денег ушла на развитие муниципалитетов.

«Сегодня все муниципалитеты независимо от их собственных доходов находятся в равных условиях. За семь лет на развитие городов и районов направлено 325 млрд рублей. Сумма значительная, многие острые проблемы удалось решить именно благодаря окружному бюджету. Расслабляться не стоит. Я хочу, чтобы все понимали: неприкасаемых нет!» - сказал глава региона.

Кстати, для глав территорий он обозначил задачу обновить программу действий с учётом пожеланий жителей. Ревизию своих стратегий необходимо провести до конца первого квартала следующего года и подготовить план действий на трёхлетний бюджетный период.

При этом Кобылкин отметил, что регион постепенно отходит от сырьевого бюджета и уже в недалеком будущем каждый четвертый рубль в ямальской экономике будет заработан перерабатывающей промышленностью. Об этом пишет Ura.ru. Губернатор призвал членов правительства быть реалистами, скорее осознать современные политические и экономические реалии и адаптироваться к жизни в условиях низких цен на энергоносители.

«Наша с вами задача — максимально быстро перестроиться, запустив новую модель развития», - сказал он.

Глава региона также отметил, что Ямал сегодня – это 10 % ВВП России, 72% инвестиций во всей Арктической зоне страны; по итогам прошлого года 1 трлн рублей вклада в основной капитал будет значительно превышен к 2025 году.

Третий год подряд на Ямале наблюдается промышленный подъём. За 9 месяцев текущего года он составил 13% – это существенно выше среднероссийского. 50% промышленной продукции арктических регионов России создано в округе. Каждый второй рубль валовой добавленной стоимости, полученной предприятиями Арктической зоны России, произведён на Ямале. «Более половины жилья, введенного в арктической зоне, приходится на наш регион», - констатировал губернатор.

Социальные обязательства

Если обычно главы регионов, говоря о своих бюджетах, упоминают показатель социальных расходов на уровне 70% от бюджета, то Кобылкин дает все 80%.

Так, упор в докладе главы арктического региона был сделан на десятилетие детства, объявленном Владимиром Путиным.

«Комплексной поддержкой детей и семей на Ямале начали заниматься 7 лет назад, окружая заботой подрастающее поколение на каждом этапе развития. И добились хороших результатов. У нас есть муниципальные образования, где 40% населения – дети. В следующем году в будущее – в наших детей в совокупности по всем программам мы направляем 29 миллиардов рублей», - подчеркнул Кобылкин.

Кстати, руководитель региона напоминает, что утверждена комплексная программа по улучшению социально-экономического положения семей с детьми до 2020 года. За 3 года на её реализацию будет направлено 24 млрд рублей.

«Считаю необходимым продлить социальную выплату при рождении третьего ребёнка и последующих детей до конца 2018 года, аналогично материнскому капиталу», - обратился к коллегам глава региона.

Во время оглашения послания были впервые озвучены и дополнительные значимые для ямальцев решения: с 1 января 2018 года уровень минимальной зарплаты будет равен прожиточному минимуму на Ямале. Это приведёт к росту зарплат и социальных пособий. Ещё одна новация, необходимая для укрепления системы здравоохранения арктического края: с 2018 года будет предоставлена единовременная выплата в размере 1 млн рублей врачам наиболее дефицитных специальностей в городских больницах.

Остановился Дмитрий Кобылкин  и на теме здравоохранения. На данную сферу за последние шесть лет было потрачено около 120 млрд рублей. На базе крупных больниц в Салехарде, Ноябрьске и Новом Уренгое созданы медицинские центры, где ямальцы получают высокотехнологичную помощь, не выезжая за пределы региона. Обновляется парк автомобилей скорой помощи, строятся новые больницы, ремонтируются старые.

 «В регионе наблюдаем рост численности граждан в возрасте от 80 лет и старше – за 4 года на 6,5%», - отметил он.

Инфраструктура и транспорт                                          

По  уровню обеспеченности населения спортивной инфраструктурой Ямал с показателем в 51% – один из лидеров в стране, почти половина жителей систематически занимается физической культурой и спортом, отмечает Кобылкин.

«За последние годы мы значительно расширили досуговую сферу: от библиотек до концертных залов. Для многих это станет откровением, даже технические и научные мероприятия собирают полные залы. Всё больший интерес у жителей вызывают объекты культурного наследия, история», - сказал губернатор.

Говоря о другом виде досуга – путешествиях – Кобылкин отметил, что правительство  региона рассчитывает модернизировать речной транспорт, планирует вместе с Ханты-Мансийским автономным округом попросить федеральные власти о содействии в решении этого вопроса, сообщил губернатор Ямало-ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

«В ближайшее время Ямал совместно с Ханты-Мансийским автономным округом планирует обратиться к федеральной власти с инициативой замены речного флота в двух округах», - отметил Кобылкин, слова которого приводит Интерфакс.

Губернатор подчеркнул, что тема модернизации речного транспорта актуальна для всех регионов страны, поскольку техническая база не менялась с советских времен.

В то же время чиновник уделил внимание и развитию авиации. Так, до конца года авиакомпания «Ямал»  будет оснащена 12 воздушными судами Сухой Суперджет. Кроме того, запланирован ремонт аэропорта в Новом Уренгое.

Часто в своем выступлении ямальский губернатор упоминал развитие транспортной инфраструктуры и, в частности, проект «Энергия Арктики», реализация которого должна начаться уже в ближайшем будущем. Очень многие планы развития так или иначе связаны именно с этим направлением. Напомним, в него входит строительство железнодорожной линии, которая соединит западную и восточную часть региона, «Северный широтный ход» (СШХ), в который также входит долгожданный мост чрез Обь в районе окружной столицы, а также строительство железнодорожной ветки Бованенково — Сабетта.

Губернатор напомнил, что соглашение между правительством региона о строительстве СШХ уже подписано. Скоро госкомпания направит концессионную заявку в федеральное правительство.

«Таким образом, Северный широтный ход может стать первой концессионной железной дорогой в современной России», - говорит глава субъекта.

Сюда же можно отнести и планы по развитию дорожной сети. В ближайшие три года губернатор пообещал ввести порядка 75 километров новых дорог, а также провести ремонт нескольких старых трасс.

Губернатор отметил, что ограниченность бюджетных средств повлияла на старые планы, но они не отменены. Продолжится строительство дороги Салехард — Надым. Прорабатываются вопросы строительства моста через реку Пур — по концессионной программе, из которой недавно исключили «Корпорацию Развития».

Была затронута и тема промышленной инфраструктуры. Губернатор напомнил о скором запуске завода «Ямал-СПГ».

Большая ответственность

Ямал является перспективным регионом в плане бюджетной политики, говорит представитель АПЭК на Дальнем Востоке, директор Дальневосточного консалтингового центра Петр Ханас. Он, в частности, отметил эффективность работы губернатора.

«Дмитрий Кобылкин реализовывает государственную политику  по многим направлениям - создает условия для реализации крупных проектов. С одной стороны, общероссийского масштаба, а с другой стороны, создает комфортные условия для жизни людей и межрегиональных сообщений.  Ямал, несмотря на свою отдаленность, становится центром развития России. Поскольку очень много проектов, связанных и с железной дорогой, с автомобильным транспортом, развитием местных авиалиний, заводов. Мы видим положительную динамику и очень большую работу со стороны региональных властей, а также желание помогать федерального центра», - пояснил аналитик.

При этом есть у властей региона и успехи, касающиеся, например, сдерживания роста коммунальных платежей, добавляет заведующая кафедрой политологии Дальневосточного федерального университета Наталья Коломейцева. Да и в целом многое у Кобылкина получается благодаря правильной управленческой стратегии.

«Отрадно, что глава Ямала понимает, что сила его региона заключается не в производствах и месторождениях, а в людских ресурсах их обеспечивающих. Меры поддержки "вахтовиков", которые он поручил разработать правительству, и над которыми он предложил подумать депутатам - очень правильный шаг ввиду того, что эти люди, в основном, приезжают на Ямал из других регионов страны, и меры социальной поддержки, оказываемые региональными властями, к ним не относятся. Добавлю, что Дмитрий Кобылкин в своем послании не раз обращал внимание на то, что он взаимодействует с главами соседних регионов, в том числе с некоторыми регионами Ямал осуществляет совместные программы. Субъекты на западе Сибири и на севере европейской части страны сегодня показывают пример тесного межрегионального сотрудничества, о необходимости которого не раз говорил президент», - подчеркивает исследователь.

Особой темой для экспертной оценки, конечно же, стал транспорт. Проекты «Северного морского пути» и «Северного широтного пути» амбициозны и их успех зависит непосредственно от работы губернаторы, утверждает заместитель исполнительного директора РОО «Центр развития гражданских инициатив ЯНАО» Кирилл Истомин.

«Важна заявленная попытка сделать из Ямала транспортный центр, то есть диверсифицировать экономику. Сейчас ориентация на нефтегазовый комплекс, мы не знаем, как энергетическая картина в мире будет складываться в будущем, это определенные риски, например, если газ и нефть перестанут иметь такую роль как сейчас. Развитие Ямала как транспортного центра связано с проектами «Северного широтного хода» и «Северного морского пути». Заявленные проекты – амбициозная задача. Сообщили о том, что правительство зарядило уже некоторую дорожную ветку - «Надым-Салехард». Если это получится, то это будет большой прорыв. Есть определенные риски и это может не реализоваться, но теперь все зависит от работы губернатора. Конечно, Кобылкин взял на себя большую ответственность», - отмечает эксперт.

Развитие транспортной инфраструктуры на Ямале может сильно изменить положение автономного округа, полагает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. На Ямале сейчас идёт строительство железнодорожных и автомобильных путей в труднодоступные регионы, развивается современная промышленность  в виде предприятия «Ямал-СПГ».

«Также Кобылкин пытается попасть в крупнейший китайский проект «Один пояс – один путь», создав логистический хаб на Северном морском пути в порту Сабетта. В ЯНАО снижена ставка налога на прибыль. И это всё правильно - развитие транспортной инфраструктуры может сильно изменить положение автономного округа. Но и миссия у этого губернатора, в целом, нетривиальная: он избавлен от сложной, но стратегической задачи - развивать обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Это самые проблемные точки российской экономики. Для регионов Севера они не являются приоритетными в силу климата и географического расположения», - подчеркивает эксперт.

Директор фонда «Региональная политика» Евгений Забродин заключает, что проекты «Северного широтного хода» и «Северного морского пути» важны для экономики всей страны, а не только отдельной территории. Ну и без  хорошего бюджета, который нацелен на применение в условиях новой экономики, делающей упор на логистику, таких успехов вряд ли можно добиться.

«Бездефицитный бюджет был достигнут за счет очень грамотной работы финансово-экономического блока, плюс продолжается диверсификация экономики. Кроме того, округ очень инвестиционно привлекателен. Ко всему прочему хорошо размещается облигация автономного округа государственного займа. Отсюда и берется сбалансированный бюджет», - подытожил эксперт.

 


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru