Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Карта событий

02.05.2017 / Регион: Воронежская область

Губернаторы VS правительство: удар от Гордеева

 Глава Воронежской области Алексей Гордеев уже не в первый раз проявляет свой характер и обращается с критикой в адрес федерального правительства. Есть мнение, что Гордеев является резонером губернаторского сообщества и таким образом подает сигналы центру. Наблюдатели, опрошенные «РК», полагают, что региональный лидер не случайно, а вполне обдуманно пошел на такой шаг, и объяснили, почему он не боится последствий.

Подробно и обстоятельно

Назвать выступление Гордеева импульсивным действительно сложно. Он не отвечал на вопросы журналистов; не реагировал, по крайней мере, на какие-то видимые замечания, а просто пришел с отчетом о своей деятельности за год в областную думу. Работа команды губернатора показывает небольшой, но все же рост в экономическом секторе. Что же касается работы правительства РФ, то о ней он говорил в немного ином ключе.

«Есть ли удовлетворенность от нашей деятельности? Честно отвечу: негатива больше, чем позитива. И, думаю, такое же настроение присутствует среди наших граждан. Второй вопрос: что тревожит? К сожалению, прошел год, а правительство РФ до сих пор не предложило стратегию выхода страны из экономического кризиса»,— цитирует его «Коммерсант».

По словам главы региона, «в этих условиях регионам, не только Воронежской области, весьма непросто поддерживать свой экономический рост» (то есть Гордеев делает отсылку и на другие субъекты РФ). Чиновник отмечает, что экономические показатели падают из-за того, что сегодняшняя система госуправления не сопоставима с уровнем коррупции в стране.

«Продолжается снижение реальных доходов населения: за прошлый год они уменьшились на 8%, а это очень чувствительно для наших граждан; нарастает объем недоимки в консолидированный бюджет области: по итогам года она увеличилась на 255 миллионов рублей и достигла 3,6 миллиардов рублей», - сказал он.

В то же время Гордеев воздержался от конкретных рекомендаций для федерального центра, а в качестве собственных целей определил снижение административных барьеров для бизнеса и «концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных задачах». Он потребовал «вовлечения в разработку проектов» граждан и представителей «общественных ведомств».

Заметим, что это не первое подобное выступление Гордеева. В июне 2015 года, как писал «РК», на заседании рабочей группы по мониторингу исполнения поручений Госсовета РФ воронежский губернатор критиковал правительство за неисполнение поручений, данных Владимиром Путиным по итогам февральского заседания президиума Госсовета РФ «О мерах по повышению экономической устойчивости и финансовом обеспечении полномочий регионов».

«Я собрал все материалы из регионов. Не все министерства на федеральном уровне исполнили поручения в срок. Более того, продолжает существовать достаточно разная позиция по расходам. Регионы несут сейчас большую нагрузку на себе», - сказал Гордеев.

Тогда «главным вопросом», по его словам, оставался поиск средств для покрытия кассовых разрывов и дефицита региональных бюджетов.

«Вопрос этот частично решен. Замещены коммерческие кредиты. Но остаются вопросы по процентным ставкам и по тому, что будет происходить далее. Но нас поддерживает администрация президента РФ, и я уверен, что мы все вопросы доведем до конца. И самое главное — есть консолидированное мнение губернаторов. Мы едины в оценках», - говорил он.

В апреле того же года воронежский губернатор публично заявил, что в правительстве регионами «предметно никто не занимается», и там «не представляют, что конкретно происходит» на местах.

До этого Гордеев призывал к «глубокой модернизации» вертикали власти, констатировал возвращение командно-административной системы. Позднее в интервью СМИ Гордеев заявил, что его «удивляет, что способность иметь и выражать свое мнение приравнивается к созданию трещины в структуре власти, некоей антипартийной группы и проявлению оппозиционности». Он отметил, что в стране «много опытных губернаторов, работая в команде с которыми» можно влиять на решения федеральной власти.

«Сейчас в процессе выработки и принятия этих решений регионы, к сожалению, не представлены»,— утверждал политик.

В 2015 году эксперты назвали его ретранслятором элит.

Но он не одинок

В январе этого года «РК» также писал о том, как на Гайдаровском форуме и до него главы сильных регионов жаловались на непонимание федеральных чиновников. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил: богатым субъектом, который помогает отстающим, быть невыгодно.

«Дотационный регион гарантированно получит федеральную финансовую поддержку, а донор - как, например, Калужская область - не только полностью лишится дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, но и в значительно больших пропорциях станет софинансировать федеральные программы, что является еще большей бедой», - пояснил свою мысль Артамонов.

Он отметил, что за последние годы дотационными стали Пермский и Красноярский края, Республика Коми, Челябинская, Оренбургская, Ярославская и Липецкая области. Как считает Артамонов, произошло это не по вине местных властей.

«Возьму на себя смелость утверждать, что к сокращению числа регионов-доноров ведет бюджетная политика, которая подталкивает регионы к дотационности и убивает у них желание развиваться. Следуя этой логике, гораздо проще и выгоднее быть дотационным субъектом, нежели постоянно прикладывать усилия для роста экономических показателей, расширять налоговую базу, повышать бюджетную обеспеченность», - сказал губернатор.

Глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, который также до этого выступал с похожими заявлениями, согласился, что налоговая политика с перераспределением доходов демотивирует. А в декабре Минниханов сказал, что центр отбирает у регионов-доноров слишком много денег для помощи реципиентам, и это ухудшает ситуацию в успешных субъектах. Его поддержал спикер регионального парламента. В ответ премьер-министр Дмитрий Медведев посоветовал всем недовольным лучше работать.

Выступил на форуме и губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь. «Я рассказал, что у нас делается в этом плане, подчеркнул, что нам не интересно ходить с протянутой рукой, есть планы по доведению самообеспеченности бюджета региона в ближайшие пять-семь лет, например, до уровня 70% - сейчас она составляет 43%. А в перспективе в ближайшие 15 лет бюджет может дойти и до полного самообеспечения. Надо сказать, что все предложения, которые были высказаны нашими аудиторами, являвшимися и модераторами дискуссии, материалы и стенограммы будут доработаны и направлены в Совет Федерации. Это станет основой законодательных инициатив», - утверждал он.

Зачем они это делают

Комментируя заявление воронежского губернатора эксперт направления «Институты и общество», ЦСР Михаил Комин отметил: субъекты РФ просто посылают определенные сигналы своему федеральному начальству. Они готовы брать ответственность на себя.

«Руководство республики Татарстан, Воронежской области и ряд других регионов, разумеется, относятся к категории сильных регионов. То, что сейчас трактуется как их «смелость» - вполне логичная и обоснованная риторика. Сильные регионы понимают, что выйти из экономической стагнации и прервать череду лет падения жизненного уровня нельзя без повышения самостоятельности региональных властей. Поскольку экстенсивный путь экономического роста, скорее, исчерпан, необходимо искать новые его источники, но с федерального уровня значительная часть таких возможностей может быть и не видна. Действующие сегодня универсальные правила для всех, распространенные на такую большую и неоднородную страну, скорее, мешают экономическому росту», - сказал он.

Эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров отмечает, что в условиях кризиса чиновникам регионов сложно решать свои вопросы и одновременно исполнять задачи от федерального центра.

«Они с трудом могут исполнять (и некоторые этого просто не делают) майские указы. В результате появляется просто бумажная отчетность, к реальности имеющая мало отношения. Бюджеты регионов дышат на ладан и напоминают «Тришкин кафтан». Любое решение не улучшает ситуацию. Нужен импульс к развитию экономики в федеральном масштабе, иначе диспропорции региональных бюджетов не будут уменьшаться и это в лучшем случае. Потому все активнее и звучит критика со стороны региональных руководителей в адрес правительства, откуда приходят только требования и никакой помощи», - пояснил он.

Координатор федеральных проектов «Максимов-Консалтинг» Андрей Максимов полагает, что Минниханов и Гордеев – это уже фигуры федерального масштаба. И они, как сильные и достойные управленцы, имеют право на критику.

«Предметная, обоснованная критика - это нормально. Руководители регионов видят, что им мешает двигаться дальше и говорят об этом. Думаю, в обычных условиях их мнение просто было бы принято к сведению и учтено при совершенствовании работы правительства. Но у нас сейчас пытаются изобразить правительственный кризис. Поэтому кажется, что они имеют ввиду намного больше, чем говорят. Алексей Гордеев добивается своевременной поддержки. Он - аграрий, ему необходимо сейчас обеспечивать сев и авансирование села. В третьей декаде декабря деньги на повышение продуктивности сельского хозяйства региона уже никак не повлияют», - пояснил он. 


 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru