Долгая дорога протеста: география и перспективы акций дальнобойщиков
С 11 ноября по всей стране начались и не утихают митинги и другие протестные мероприятия дальнобойщиков – с 15 ноября для большегрузов от 12 тонн ввели плату в до 29 февраля 2016 года в размере 1,53 рубля за километр, с 1 марта 2016 года– 3,06 рубля. А с 2019 года – 3,73 рубля. По различным данным, в акциях участвуют от 17 до 24 регионов. Дальнобойщики создают пробки или же мирно стоят с плакатами на обочинах или у зданий местных и региональных администраций. О том, виден ли конец этой пробки, рассуждали эксперты «РК».
Как это началось
Итак, полторы недели назад начались первые акции. Водители большегрузов выразили недовольство высокой платы за то, что они портят федеральные дороги. Указанные выше сборы осуществляет компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), с которой Росавтодор заключил концессионное соглашение на 13 лет. РТИТС, как уже сообщалось в прессе, на 50% принадлежит сыну олигарха Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха».
Одним из самых массовых способов протеста стала «улитка». Ее суть заключается в том, что грузовики и легковые автомобили выезжают на трассу и начинают двигаться с минимальными скоростями (5–10 км/ч). Это создает пробки и практически парализует движение. В Перми, к примеру, затор вытянулся на 7,5 км. Примерно такой же длины образовалась пробка и на КАД вокруг Санкт-Петербурга
В Челябинске затор возник на дороге «Меридиан». Толпа мужчин постоянно переходила дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, практически не давая проезжать автомобилям. Такую же тактику протеста опробовали и в Пскове. Также протестующие оставляли машины на обочине с прикрепленными к ним плакатами. Многие недовольные проводили пикеты и митинги, в том числе у зданий городских и областных администраций.
Для того чтобы соблюсти закон и платить сбор, дальнобойщику нужно начать пользоваться информационной системой «Платон». Необходимо зарегистрировать
Примеры акций
В Петрозовадске утром 19 ноября акция протеста дальнобойщиков против системы "Платон" переросла в импровизированны
О чем просят
Дальнобойщики сегодня просят власти вообще отменить «поборы». Уполномоченный по защите прав предпринимателей в нашей стране – Борис Титов- обратился к президенту с просьбой на один год отложить практику взимания платы и перевести систему в тестовый режим. По его мнению, новый сбор может привести к росту инфляции на 3%, так как приведет к подорожанию товаров, перевозимых большегрузами, передает «Эхо Москвы». Аналогичное предложение в своем законопроекте озвучивают и депутаты Госдумы от ЛДПР, пишет портал Retail and Loyalti.
Комитет Госдумы по транспорту предложил еще один законопроект – снизить штрафы за неуплату. Если сейчас предпринимателям придется платить 40 тыс. рублей, а юридическим лицам – 450 тыс. рублей, то в думе предлагают «облегченный» вариант штрафа: 10 тыс. рублей и для индивидуальных предпринимателей
Чем отвечают
При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложил не драматизировать ситуацию, заявив, что в Кремле знают о проблеме, но вмешиваться не будут, так как вопрос лежит в плоскости полномочий правительства.
А правительство и подконтрольные ему структуры действуют пока разными методами. К примеру, Росавтодор, заключивший контракт на систему «Платон», после происшествий во время несанкционирован
Роскомнадзор заблокировал сайт, который анонсировал акции протеста, пишет Znak.com, а Минпромторг не увидел ничего страшного, так как просто не увидел указанных в журналистких материалах 10% недопоставок продукции из-за протестов, сообщает Волгоград.ру.
Зато минтранс подготовил с депутатами Госдумы новый законопроект. В министерстве утверждают, что водители грузовиков массой свыше 12 т будут временно освобождены от штрафов за отказ вносить плату за проезд по дорогам федерального значения до вступления в силу поправок в кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Также предлагается снизить штрафы, сообщает Форбс.
Есть ли опасность и с тех ли берут?
Представитель АПЭК в Свердловской области Руслан Мухаметов в комментарии «РК» назвал данные акции первыми за последние годы проявлениями протеста с экономическими требованиями. Но называть их опасными для власти он не берется.
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков предложил оценить вину строителей в возведении плохих дорог, а не водителей большегрузных автомобилей, которые их якобы портят.