Бюджетные рецепты: как губернаторы пытаются сберечь деньги


Несмотря на постепенно углубляющийся кризис и тревожные сообщения о сокращении федерального бюджета на 10%, от губернаторов продолжат требовать роста экономики, привлечения новых инвесторов, сохранения социальных обязательств.

В свою очередь, главы субъектов, доходы которых сокращаются, вынуждены публично говорить об экономике — но уже не в формате позитивных отчетов, а в несколько иной манере. Гайдаровский форум, завершающийся в Москве, продемонстрировал слабые места и потребности регионов, а эксперты дали свою оценки в интервью «РК».

Налоговые рекомендации и не только

Один из тех регионов, в которых пока все выглядит более-менее неплохо, это Москва. Мэр Сергей Собянин не смог посетить секцию форума о региональных бюджетах, однако вместо него пришел министр правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития города Максим Решетников. После того, как губернаторы Красноярского края и Еврейской автономной области пожаловались на нехватку федеральных средств и налоговых поступлений, Решетников дал ценные советы о том, как нужно жить в кризис.

Он сообщил, что дотации управляющим и ресурсоснабжающим компаниям в сфере ЖКХ за четыре года были сокращены в четыре раза, а в будущем и вовсе планируется отменить. Вместо них планируется субсидировать обычных граждан при оплате ими коммунальных услуг.

«В 2010 году дотации ресурсоснабжающих и управляющих компаний в сфере ЖКХ составляли 42 миллиарда рублей, это была беда. За 4 года в 4 раза снизили этот показатель. У нас по этому году 12 миллиардов рублей таких дотаций останется, но, я думаю, мы и эти дотации отменим», – цитирует Решетникова РИАМО.

При этом он похвастался перед коллегами, особенно перед руководителем ЕАО Александром Левинталем, который жаловался на то, что у него нет даже предприятий, что от патентов мигрантам в прошлом году в бюджет Москвы поступило 11 млрд руб., от торгового сбора – около 8 млрд руб., а от сдачи в аренду мест под размещение наружной рекламы – 7 млрд руб. , сообщило Агентство городских новостей «Москва».

Кстати, сам Левинталь выразил надежду о том, что регион может выйти на самоокупаемость через 15 лет. При этом, для успешного развития, он просит федеральный центр дать деньги сейчас. При этом он готов «оголиться» перед федералами в экономическом смысле, лишь бы получить поддержку.

«Я выступил с сообщением, высказал наши предложения, исходя из опыта Еврейской автономной области, о том, какие надо бы новации внести, на наш взгляд, в методику распределения дотаций, трансфертов для регионов, стимулирования повышения их самодостаточности. Рассказал, что у нас делается в этом плане, подчеркнул, что нам не интересно ходить с протянутой рукой, есть планы по доведению самообеспеченности бюджета региона в ближайшие пять-семь лет, например, до уровня 70%, сейчас она составляет 43%, а в перспективе в ближайшие 15 лет бюджет может дойти и до полного самообеспечения», — цитирует губернатора ЕАО ИА REGNUM.

В свою очередь, губернатор Красноярского края Виктор Толоконский предложил замминистру финансов РФ Алексею Лаврову, который также присутствовал на мероприятии, поменяться некоторыми налогами, чтобы исправить положением в регионе. Губернатор отмечал, что в 90-е, когда он управлял одним из российских городов, у него в руках было куда больше налоговых инструментов и он напрямую взаимодействовал с минфином.

Сейчас же, если бюджет какого-либо региона разбалансирован, то, по словам Толоконского, теоретически есть два пути привести его в норму: сократить расходы или увеличить доходы. В современных условиях, заявил Толоконский, сокращать расходы невозможно, особенно если речь идет о решении социальных и инфраструктурных задач. Поэтому единственно возможный путь развития – наращивать доходы, повышая уровень отдачи от экономики.

При этом четкий план действий должен быть у каждого региона. Нельзя, по словам губернатора, надеяться только на госзаказы и поддержку федерального центра. Точки роста нужно искать самим субъектам РФ, сообщает «ФедералПресс».

А вот губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому, который присутствовал на другой секции форума, есть чем гордиться. Он заявил, что в этом году рост экономики региона составит 1,7%.

«Мы свои прогнозы строим, на том, что экономика региона прирастет в сложном 2016 году как минимум на 1,7%. На 12% уменьшился объем инвестиций всех, которые были вложены в экономику области. Это не критическое снижение. Сегодня по факту (объем инвестиций составляет — прим. ТАСС) 168 млрд рублей. Но мы видим приростную линейку за счет создания мотивации, за счет представления новых проектов», — пояснил он.

Одним из ключевых направлений прироста экономики региона Городецкий назвал международное сотрудничество, передаетТАСС.

Снять маски с неработающих

Участники секции о региональных бюджетах соглашались в том, что значительные средства тратятся на пособия по безработице тем, у кого на самом деле есть неплохие доходы. Более широко эту тему, но уже с позиции обеспечения бесплатной медицинской помощи, раскрыл глава Кировской области Никита Белых.

По его словам, региональные бюджеты платят взносы за неработающее население в фонд ОМС, что прописано в Конституции РФ и программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Однако проведенный в области подсчет числа людей, которые не работают в трудоспособном возрасте (студенты, больные, стоящие на учете в службе занятости), показал большую разницу при сопоставлении полученной цифры с числом людей, за которых платят как за неработающее население. В масштабах только Кировской области эта разница, по словам губернатора, составляет в денежном выражении около 1,5 млрд рублей.

«Есть огромный теневой сектор, в котором мало что сами не платят налоги, тем самым обкрадывая государство, так еще и мы за них платим как за неработающее население, тем самым минусуя бюджет дважды! Мне кажется, государство должно занять гораздо более жесткую позицию. К действительно неработающим — нет вопросов. Но если ты не отвечаешь ни одной из указанных категорий, государство за тебя отвечать не должно. Скопировано с Medvestnik.ru. Ссылаясь на то, что у нас Конституция гарантирует медицинскую помощь каждому, надо помнить, что другая статья Конституции требует уплачивать налоги и все виды платежей и сборов. Понятно, что вопрос политически непростой, но если мы экономим и считаем эффективность каждой копейки, то надо иметь в виду, что мы теряем на этом гораздо больший объем средств, чем тот, который пытаемся сэкономить», — цитирует главу региона «Медицинский вестник».

На эти замечания губернатору ответила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Она сказала, что такая возможность обсуждается в течение последних полутора лет, но вопрос крайне непростой.

«По Конституции РФ каждый гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Система построена таким образом, что за медицинскую помощь более 80% денег поступает из ОМС. В ОМС деньги поступают за работающих от их работодателей, а за неработающих платят бюджеты субъектов РФ. Когда деньги мало считали, никто не ставил вопрос о нежелании платить за тех, кто утаивает свой бизнес, не платит налоги. Сейчас все субъекты в РФ выступили с мягким протестом. Тема не такая простая. Решить ее в лоб, просто изъяв этих людей из системы, невозможно, потому что мы все равно должны проводить им ранние скрининги здоровья, оказывать экстренную помощь, в том числе стационарную, специализированную. Поэтому не получится сразу убрать из системы человека. Это будет негуманно с медицинской точки зрения», — пояснила министр.

Она отметила, что данная тема обсуждалась с юристами Минздрава и Главного правового управления Президента РФ.

Промышленное будущее

Тем не менее, как мы понимаем из заявлений представителей Москвы и Новосибирска, время положительных отчетов еще не прошло. И это радует. Сам Толоконский, не взирая на трудности, еще говорит о территориях опережающего развития и своем Железногорском промышленном парке.

«Считаю, что проект территорий опережающего развития, безусловно, надо поддержать, нужно содействовать его реализации, — сказал глава края. — Надо очень системно подойти к этому проекту. Убежден, что сама по себе политика налоговых льгот на определенной территории ускоряет инвестиционный процесс крайне слабо. Для инвесторов налоговые льготы далеко не главная сегодня мотивация. Нужно очень точно оценить среду: научную, исследовательскую, интеллектуальную, профессиональные кадры», — приводит его слова Zato26.

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин также сообщил всем желающим, что в следующем году власти региона направят 160 миллионов рублей на создание инфраструктуры для территории опережающего развития (ТОР) в ЗАТО Северск. А еще 180 млн вложат инвесторы.

«Потребность в бюджетных инвестициях для создания инфраструктуры ТОР на 2017–2018 годы составляет 270 миллионов рублей. Кстати, хочу сказать, что кратно бы выросла цифра, если бы не было готовых площадок, инженерных сооружений на остановленных производства Росатома, которые уже существуют. Могу твердо сказать, что мы 160 миллионов вложим в этом году из областного бюджета, еще 180 миллионов – частные инвесторы», — сообщил Жвачкин.

Он отметил, что закрытый статус города – серьезное подспорье для ряда производств, которые требуют особых условий в части безопасности.

«Сегодня отношение к ЗАТО двойственное. Одни считают это головной болью. А мы решили посмотреть по-другому: это не головная боль — это неиспользованная возможность для государства создать и развить новые высокотехнологичные производства, опираясь на уникальность статуса ЗАТО», — приводит его слова РИА Томск.

Подход придется менять

Между тем, эксперты, ознакомившиеся с выступлениями форума, дали свои рекомендации региональным и федеральным властям. Так, президент Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов заявил «РК», что бюдежтные расходы нуждаются в значительной проверке.

«Необходимо обеспечить жесткий контроль за осуществлением государственного заказа и закупок, сократить расходы на PR-акции высших должностных лиц, на различные корпоративные, спортивные и иные мероприятия, не имеющие прямого отношения к эффективности работы органов власти, пересмотреть подход к кадровой политике, предусматривающий постоянное увеличение числа государственных и муниципальных служащих, в сторону повышения их квалификации. В рамках увеличения доходной части бюджетов необходимо, в первую очередь, привлекать инвестиции, в том числе путем развития различных форм государственно-частного партнерства, таких, например, как концессия, создание совместных предприятий, установление льгот для малого и среднего бизнеса и т.п.», — сказал он.

Руководитель Центра социально-политических исследований и проектов Сергей Поляков предположив, что в сложившейся обстановке власти сами перейдут на другой путь развития.

«Те же регионы Северного Кавказа обладают всеми возможностями для такого импортозамещения – это мягкий климат и хорошие земли. А, самое главное, есть население, которое в трудовом смысле свободно, высокий уровень безработицы, низкие зарплаты в регионах. У людей еще не утрачен навык работы на земле. При этом политика региональных властей не то чтобы не способствует проявлению активности населения в экономической сфере в сельском хозяйстве, а наоборот препятствует. Я думаю, может быть, факт снижения субсидий и дотаций в регионы с федерального бюджета заставит региональные власти немножко пересмотреть свою политику по отношению к экономической активности населения по отношению к бизнесу, по отношению к сельхоз производителю», — пояснил исследователь.

В свою очередь, генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов, констатирует: регионы закредитованы, трансферты сокращаются, обслуживание долгов растет.

«Регионы в этих условиях могут лишь отчасти оказать помощь производству, но делать это, безусловно, надо, сосредоточившись на отраслях и предприятиях, которые смогут в ближайшее время дать налоговую базу. И продолжать максимально реализовывать социальные программы, так как с падением спроса упадут и производства и торговля и налоговые поступления в бюджет. Нужна также жесткая экономия. Но не на зарплатах и инфраструктуре, а на расточительстве. И конечно на коррупционной составляющей», — утверждает эксперт.

Вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук в то же время говорит о другой стороне проблемы. Он логично заключает, что федеральный бюджет может столкнуться со спадом поступлений из регионов. В качестве рецепта для спасения регионов эксперт, как и его коллеги, предлагает отказываться от коррупции.

«Сами регионы должны выйти сейчас с инициативой усиления антикоррупционной борьбы на местах. Так как потенциальные региональные преступники могут «сливать» значительную часть бюджета именно там. Вот с этого и надо начинать. И если какой-то из регионов отчитался, что вернул таким путем несколько десятков миллиардов, то ему и приоритетное доверие в плане развития проектов», — заключил Трофимчук.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: