Выборы-2017: регионы встроились в фарватер президентской кампании
ФОМ опубликовал результаты соцопросов по выборам губернаторов в нескольких регионах — из тех, где выборы состоятся 10 сентября 2017 г. Выяснилось, что с большой вероятностью выборы в Бурятии, Карелии, Пермском крае, а также в Рязанской, Саратовской и Белгородской областях пройдут в один тур при высокой явке и завершатся убедительной победой действующих и. о.
Результаты этих опросов (уже подвергнутых сомнению представителями оппозиционных и якобы оппозиционных сил) на самом деле подтверждаются и другой информацией, поступающей из регионов: фактически, о выборах речь не идёт нигде. Можно сказать, что региональные выборы встроились в фарватер президентской кампании 2018 г., которая рассматривается всеми как кампания референдумного типа. Какие-то отклонения от мэйнстрима возможны (и то вряд ли) на уровне местного самоуправления, но вряд ли они внесут не то чтобы коррективы, а хотя бы лёгкую рябь на штиле жизнеутверждающего Единого дня голосования-2017.
Здесь следует подчеркнуть, что иного варианта для президентских выборов-2018 г. не осталось. По всей видимости, тратить время и силы на обновление картины — хотя бы в рамках обычной за последние годы нанайской избирательной системы парламентских партий — не стали, и «соперниками» Путина станут всё те же Жириновский, Зюганов и Миронов (а если вдруг перед самыми выборами кто-то занервничает — то ещё более всё те же Харитонов, Малышкин и Миронов). А это значит, что в рамках избирательной кампании как таковой никакой «движухи» устраивать будет просто нельзя: о чём можно всерьёз спорить с такими конкурентами, не дискредитируя свою реальную политическую мощь?
Собственно, поэтому единственным реальным участником президентской кампании — помимо Путина — и решили оставить «Образ будущего», серьёзные и интересные разговоры о котором, как предполагается, заменят Путину конкурентные, открытые, легитимные, но бессодержательные дебаты с несуществующими оппонентами. В такой ситуации единственной интригой выборов-2018 г. станет качество проработки «Образа будущего» (ОБ) — в котором должно быть хоть что-то отличное от традиционных планов Усовершенствования Государства (УГ). Администрация президента сдаёт со своим «Образом будущего» очень серьёзный экзамен — он (образ) должен хотя бы как-то дополнять и усиливать надежды избирателей на Путина и их доверие к нему (а надежды и доверие — это главный, если не единственный, и абсолютно личный, путинский ресурс победы на этапе перехода к новой, переходной политической эпохе). Очень важно, чтобы «Образ будущего» имел хотя бы какое-то отношение к актуальным проблемам граждан, и чтобы у Владимира Путина оставалась хотя бы какая-то возможность обсуждать этот образ публично, веско, всерьёз и в соответствии со своим колоссальным политическим масштабом.
В такой ситуации невозможен любой другой подход к губернаторским выборам. На всех этих выборах (за исключением разве что популярного суперстарожила Евгения Савченко из Белгорода и неконфликтного второсрочника Валерия Радаева из Саратова) новые и.о. выдвигаются исключительно как аватары президента. Впрочем, Радаев и Савченко в этом году не должны ничем отличаться от аватаров — все они вместе идут ни на какие не на выборы, а на пилотное голосование по референдуму 18 марта 2018 г.
И — в принципе — вряд ли это можно назвать худшим вариантом. Попытки суетиться, менять стилистику в ходе матча (как это устроили летом 2011 г., три раза сменив алгоритм думской избирательной кампании и в результате забравшись в болото «болотных протестов») были бы вопиюще и опасно непрофессиональными. Поэтому ставка на инерционный сценарий остаётся единственным выходом, раз уж на целостные — но более творческие, содержательные и осмысленные — варианты у действующей команды не хватило ни сил, ни времени, ни решимости. Столь же естественно не разбрасываться на другие методы в регионах.
Однако главная политическая проблема не решается, а всего лишь отодвигается на начало четвёртого срока Владимира Путина. Это — проблема обеспечения реальной, стабильной и саморегулирующейся сменяемости власти. Эпоха Путина (а время с 2000 г. по сегодняшний уже заслужило такое обозначение) оказалась устроена так, что подобного масштаба проблема может быть решена только в режиме «ручного управления», под непосредственным и очень жёстким руководством Путина. Для этого он должен получить не только убедительные результаты референдума, но и качественные «граничные условия» своего нового старта. Потому что дальше — в том числе и в послепутинское будущее — он сможет двигаться вместе с Россией только тогда, когда избавит и её, и себя от неуклюжего балласта: истощённого кадрового ресурса и безынициативного политического класса.