Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Статьи

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета, доктор политических наук

Выборы 2015: без скандалов и с уважением к партиям 15.08.2015 / Регион: Липецкая областьБелгородская область

Выборы 2015: без скандалов и с уважением к партиям

Нынешние выборы проходят в определенном формате, который для региональных властей сформулирован на Старой площади и который, с одной стороны, предполагает четкие обязательства соблюдения определенных принципов, а с другой стороны, все-таки предоставляет, учитывая муниципальный формат, региональным властям определенную степень автономии в моделировании политического порядка и политических процессов на территории регионов.

И то, что мы сейчас видим на примере этих черноземных областей, очень хорошо подтверждает этот тезис. То есть, что имеется в виду под теми принципами, которые Кремль сформулировал для региональных властей:

1. Не препятствовать системным парламентским партиям и проявлять уважение, то есть не подвергать их административному прессингу. Тем более, мы знаем, что парламентские партии пользуются льготами, но ясно, что здесь есть наличие установки их уважить и создать для них относительно благоприятный административный режим.

2. Не допускать каких-то громких скандалов

3. Сохранять политическую управляемость.

Можно сказать, что в целом эти принципы соблюдаются, а дальше уже начинаются нюансы. Эти нюансы связаны с теми или иными представлениями ведущих региональных игроков - в их качестве выступают губернаторы. И как моделировать политический процесс на своей территории - здесь представления довольно разные.

Тамбовская область довольно известна в Черноземье как регион с ярко выраженным политическим моноцентризмом. И я думаю, что с этим связано довольно большое количество партий, не прошедших фильтрацию. В Тамбове происходит переформатирование региональной власти, то есть уходит Бетин, приходит Никитин. Приходит новый губернатор и он понимает, что активно влияет на политический процесс и, что ситуация управляема, но тем не менее губернатору все-таки нужно вступить в должность в качестве полноправного руководителя региона и тогда, возможно, какие-то нюансы в управлении политическим процессом изменятся. Но сегодня, когда новый губернатор фактически не вступил в права, стремление упростить политический процесс естественен.

Что касается Липецка, здесь почти никого не сняли. В Липецке губернатор Олег Королев, уже давно управляющий регионом, является доминирующим игроком, и как я понимаю, берет за основу модель, которую некоторое время назад у себя в городе реализовал губернатор Евгений Савченко. Суть в том, что сейчас в собрании депутатов города Белгорода представлено более полудюжины политических партий, в том числе «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Гражданская платформа».

В Белгороде реализована модель, когда к дополнению к уже имеющимся парламентским партиям в городское собрание депутатов пропущены еще несколько непарламентских политических партий. И таким образом, получается так, что парламентские партии в этой системе уже не были слишком влиятельны, а с учетом добавления новых политических сил они стали еще слабее. Более того, в условиях, когда количество фракций становится большим, и новые прошедшие партии заявляют о себе, они, конечно, добиваются расположения власти в нынешней политической конструкции.

Как мне кажется, губернатор Королев сейчас пытается сделать примерно то же самое. Важный момент – пройдут они или не пройдут. Во всяком случае, липецкая региональная власть не препятствует тому, чтобы партийный состав представительного органа Липецка был более диверсифицирован и, соответственно, более фрагментирован. Во всяком случае, белгородский опыт показывает, что такая модель вполне возможна в регионах с высокой долей политического моноцентризма.

Получается, что мы наблюдаем довольно разные модели. Но общие принципы, транслированные Кремлем, соблюдены. Однако в одном случае, ситуация такова, что, наоборот, идет тренд на то, чтобы не допустить эти новые партии и не способствовать размыванию партийного поля. А в другом случае региональная власть реализует стратегию, когда партийное поле еще более размывается, парламентские партии ослабляются, а новые партии, естественно, ищут поддержки администрации и еще более укрепляют свои позиции.

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru