Конечно, того, что во Владимирской области будет второй тур выборов и что губернатор не наберет 50 %, никто не ожидал. По нашим исследованиям, а мы делали довольно пессимистичные прогнозы, мы ожидали, что Светлана Орлова с трудом, но все-таки преодолеет 50%-ный барьер. Были исследования, по которым рейтинг колебался на уровне 25–30 %, но с учетом того, что реальных конкурентов не было, все равно с трудом верилось, что будет такой результат. Это сенсация.

Есть несколько факторов, почему произошла данная ситуация. С одной стороны, были ошибки в проведении избирательной кампании губернатора, не были учтены некоторые факторы риска. То есть по сути никто из оставшихся кандидатов, помимо действующего губернатора, не претендовал на победу и кампании не вел, кроме кандидата от ЛДПР, и то его кампания была фоновой. У него не было цели победить и получить большой процент, его цель – помочь списку партии на выборах в Законодательное собрание. Поэтому со стороны губернатора была недооценка рисков, отсутствовала работа со слабыми местами деятельности, проблемы отставили в сторону, была попытка выстроить позитивную кампанию. Из-за этого был очень явный диссонанс – кампания проходила под лозунгом, что в регионе все хорошо, при этом население сталкивалось с реальными проблемами, видело реальный негатив, застой в экономике, плюс наложилась общефедеральная повестка. В итоге все сыграло против губернатора.

Еще один немаловажный фактор: несмотря на то что Максим Шевченко не участвовал в губернаторской кампании, он продолжал выступать с очень жесткими критическими заявлениями в адрес губернатора, и его роль в том, что так сильно электоральные позиции губернатора пошатнулись, очень велика. Протестный контекст, который Шевченко наращивал с целью получить максимальный процент на выборах в Заксобрание, сыграл очень важную роль в падении рейтинга губернатора.

На самом деле здесь комплекс ошибок. С одной стороны, ошибки технологического свойства, с другой стороны, стратегический расклад, с третьей стороны, конкретные лидеры, которые построили свою кампанию на критике губернатора, прежде всего Шевченко. Команда губернатора эти факторы игнорировала и не смогла купировать негативные последствия, решив, что такой стратегии будет достаточно для того, чтобы победить.

Что касается победы во втором туре, то здесь очень интересная тенденция. Бросается в глаза, что против Орловой 65 % голосов, то есть число голосования в первом туре не за какого-то кандидата, а против Орловой. Но, когда они голосовали, и одним из факторов, почему Орлова добилась такого низкого результата, был очень высокий показатель электобилити, практически все были уверены в ее победе, и часть ее сторонников не пришли на избирательные участки, потому что были уверены в 100%-ной победе, возможно, несколько процентов они бы ей добавили. Во втором туре идет голосование не «против», а «за», потому что даже те, кто голосовал за всех остальных кандидатов, не рассчитывали, что Орлова не выиграет, это было просто протестное голосование.

Сейчас необходимо выбрать губернатора из двух кандидатов. Населению совершенно непонятно, а кто же хуже. Оно сталкивается с вопросом, кого избрать: Орлову, с которой ситуация уже более или менее понятна и которую после подобного провального результата на выборах с высокой вероятностью могут поменять в течение года-двух, или кота в мешке – непонятного Сипягина, от которого неизвестно чего ожидать и который по сути положительного образа не сформировал, потому как кампанию не вел. Поэтому ситуация «а кто же хуже?» может изменить расклад сил. Если губернатор не примет никаких мер, шансов у нее немного, но, когда будет голосование «за», многие люди начнут менять мнение и непонятно, кто в сознании избирателя окажется более проблемным губернатором. Кроме того, на исход будет сильно влиять то, насколько команда губернатора сможет мобилизовать своих сторонников. Выборы в первом туре проходили без сильного административного нажима, без мобилизационных схем, то есть был «чистый» выбор. Сейчас, возможно, будут применяться дополнительные инструменты.

Если говорить о шансах на сегодняшний день, то это 50 на 50, потому что фаворитом может казаться Сипягин, за него вроде бы должны проголосовать 65 %, но у губернатора есть свои козыри. Будет зависеть также, насколько ЛДПР в лице Владимира Жириновского включится на полную мощность в работу за эти две недели. Сложная ситуация, в которой пока нет фаворита, и тот и другой кандидат имеют шансы на победу. Результат будет зависеть от того, как пройдут две недели до второго тура.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: