Проектный метод управления территориями с трудом, но все же пробивает себе дорогу. Пока он становится приоритетным на федеральном уровне: юбилеи Астрахани и Ярославля, Олимпиада и Универсиада, саммит АТЭС – примеров, когда яркое, значительное событие становится поводом для составления и реализации масштабного проекта развития территории, уже достаточно много. В регионах новая система управления пока приживается с трудом. Но и здесь есть интересный опыт.

  

Проектный принцип предполагает по существу всего одно отличие от любого другого: при формировании проекта не просто ставятся временные рамки достижения желаемого, но и просчитывается долговременный социальный, экономический эффект от сделанных вложений. Кому и чему поможет предлагаемое изменение? Вот здесь-то и начинаются трудности, потому что именно это – расчет ожидаемого эффекта – подчас ставит под сомнение смысл всей затеи. 

С этой проблемой хорошо знакомы те, кто занимается грантовой поддержкой культурных и социальных проектов. Когда наступает срок подачи заявок, соцсети наполняются криками души читающих эти заявки: ну почему каждый второй автор считает, что от издания его брошюры наступит мир во всем мире, наркоманы бросят наркотики, а все малолетние преступники станут тимуровцами, почему нельзя просто написать, что брошюра станет методическим пособием – для кого? Казалось бы, все очевидно: куплю герцептин киев вот идея – вот затраты – вот результат. Однако просчитать эффект, тем более конкретный, очень непросто. 

Администрация Волгоградской области сейчас предпринимает именно такую попытку – написать новую стратегию развития региона с опорой на конкретные проекты. До недавних пор все региональные стратегии представляли собой набор мало кому понятных показателей. Даже доктора экономических наук, читая такие документы, теряются: объем производства в такой-то отрасли вырастет на столько-то процентов – и что? Кому от этого станет легче жить? Когда действия оформляются в проекты – появляется цель и смысл. 

Входя в рабочую группу по разработке этих проектов для Волгоградской области, испытала на себе, как нелегко дается разворот от «надо, потому что хорошо» к «надо, потому что будет результат». Мозги проворачиваются со слышным даже со стороны скрежетом.

  

Для Волгоградской области и Волгограда очень актуальна тема строительства и ремонта дорог. Понятно: сколько денег на это ни выдели – все будет мало, сколько ни отремонтируй – будет мало. Как же добиться заметного эффекта? Поставить понятную цель. В случае с дорогами – например, увеличить скорость передвижения по региону до определенного уровня. Сразу появляется ясность: нужно искать самые узкие места и расшивать их. Правда, есть и очевидная сложность с исходными данными. Допустим, скорость движения составов на РЖД – 12 км в час, такая цифра публиковалась. А вот скорость автомобилей неизвестна. А раз неясно, от чего «плясать», трудно решить, к чему хотим прийти. 

Кстати, это проблема: несмотря на изобилие статистических данных, найти некоторые сведения просто невозможно. Например, мы не знаем, сколько на самом деле туристов посещают Волгоградскую область. Есть данные о том, сколько человек жили в гостиницах и на турбазах, сколько человек приобрели билеты в музей-панорама «Сталинградская битва». Но мы не знаем, сколько человек воспользовались услугой «ночлег-душ-шашлык» в Новом Рогачике и в Дубовке. 

А сколько человек участвует в культурных мероприятиях, проводимых прямо на улицах наших городов? Сколько вовлечены в процесс, а сколько являются просто пассивными наблюдателями? Довольны ли они? У нас есть статистические данные об обеспеченности населения клубными учреждениями, а о том, что происходит в этих стенах, мы знаем меньше, и еще меньше – о том, что в эти стены не вместилось. Или вот: длинные выходные. Телевизор и алкоголь. А как меняется бытовая преступность в такие дни? Все говорят: растет. Но точных данных нет. 

И все-таки самое сложное – это осмысление цели. Привлечение туристов само по себе? Зачем? Создание новых рабочих мест, повышение качества жизни – вот это цель. Еще сложнее определить цель в сфере социокультурных событий, которой занимаюсь я: праздником меньше, праздником больше – какая разница? А чтобы была разница, каждое событие должно быть продумано: кому оно доставит радость и принесет выгоду, что приобретет конкретный человек, а что – общество в целом, кто сможет на этом заработать деньги, а кто — репутацию. 

В любом случае это очень полезный опыт для Волгоградской области. Во-первых, само по себе вовлечение в создание стратегии более широкого круга участников – это новое явление в практике национального управления. Во-вторых, стратегия, составленная из конкретных проектов, имеет куда более реалистичные перспективы, чем описание всего и вся без указания того, как описанного достичь. Наконец, понятная людям стратегия станет руководством к действию для многих. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: