В общественном сознании произошел перелом в восприятии власти


Президент России Владимир Путин объявил, что проект пенсионной реформы будет скорректирован, в частности, для женщин пенсионный возраст поднимут не до 63 лет, как планировалось изначально, а до 60. Кроме того, глава государства предложил ввести понятие предпенсионного возраста – пять лет до выхода на пенсию. Он поручил разработать специальную программу по повышению квалификации для граждан предпенсионного возраста. Также президент призвал сохранить действующие условия назначения пенсий для коренных малочисленных народов Севера.

По поводу перспектив протестной активности все станет ясно в ближайшее воскресенье, на которое анонсировано несколько митингов, в основном организованных коммунистами. Но власти очень многое сделали с политологической точки зрения, чтобы минимизировать этот эффект. Двух возможных игроков, способных собрать народ, – Удальцова и Навального – вывели из игры административными арестами. Обращение президента и временное исключение из политического пространства двух данных персон могут в начале сентября несколько снизить градус напряженности. Но в целом, если смотреть по качественной социологии, по замерам общественного мнения, по фокус-группам, все-таки люди разочарованы самой идеей повышения пенсионного возраста, а не конкретными деталями. Поэтому те технические уступки, тот люфт, который президент отыграл назад в отношении женщин, коренных народов Севера и так далее, думаю, не до конца удовлетворит общественное мнение.

Не исключаю, что точкой напряженности могут стать северные регионы, потому что северяне недовольны повышением возраста выхода на пенсию. Не только коренные и малочисленные народы, в отношении которых полностью отыграли льготы, а все северяне – люди, приехавшие не только за длинным рублем, но и за социальными льготами и ранними пенсиями, могут иметь недовольство. Все это способно создать точку напряженности на данных территориях, но не факт, что негативные настроения найдут свое выражение в массовой протестной активности этой осенью.

Точки напряженности в регионах может также порождать глухое недовольство местных элит, которое будут продуцировать на население. Потому что на данный момент львиная часть той финансовой нагрузки, которую президент отыграл назад в виде послаблений, легла на две категории элит – это бизнес, который обяжут уделять особое внимание людям предпенсионного возраста, и регионы, которым фактически на данный момент дано прямое указание сохранить все льготы людям пенсионного возраста по старым нормативам, то есть с 55 и 60 лет. А для региональных бюджетов, которые зачастую являются дефицитными, это дополнительная нагрузка.

В целом же реакцию населения и общественное мнение мы узнаем на следующей неделе, когда будут опубликованы рейтинги власти по данным социологических опросов, которые проведут в ближайшие выходные. То есть к концу следующей недели мы увидим, какими будут рейтинги власти. Исходя из этих показателей, можно будет делать какие-то предварительные выводы. Но отмечу еще раз, что есть количественная социология, которая отражается в рейтингах, а есть качественная. Последняя демонстрирует сдвиг в общественном мнении, который произошел летом и был негативным для власти. Его уже, наверное, назад не отыграешь какими-либо уступками или техническими моментами.

Количественная социология фиксировала этим летом серьезное падение рейтингов. Оно (падение – прим. ред.) «заморозилось» в июле. В конце следующей недели мы посмотрим, получит оно новый импульс или нет. Что же касается качественной социологии, которая в открытых источниках практически не отражается, в общественном сознании все-таки произошел перелом в восприятии власти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: